Зачем мать пятерых детей стала президентом Специальной Олимпиады России

TatlerСпорт

Пусть цветут все цветы

Четверть века Ольга Слуцкер делала богов-олимпийцев из светских людей. А теперь стала президентом Специальной Олимпиады России для людей с особенностями. О том, зачем матери пятерых детей это бремя, она рассказала Ксении Соловьёвой.

Ольга Слуцкер (Special Olympics Russia) со спортсменами Марией Будиной, Михаилом Строевым и Яном Овсиенко. На Ольге: шерстяной жакет, JOSEPH; платье из вискозы и нейлона, Helmut Lang; кожаные туфли, Dolce & Gabbana; кольцо Lady Stardust из белого золота с аквамарином и бриллиантами, Stephen Webster.

В 1997 году импортер заморского фитнеса в страну благополучно забытых норм ГТО Ольга Слуцкер пришла в галерею Айдан Салаховой за работой пейзажиста Пчёлина. Как и многие новообращенные коллекционеры, Слуцкер собирала русскую академическую живопись. В галерее ее внимание привлекли повернутые к стене работы. Ольга спросила, что это. «Да это современное искусство, Рауф Мамедов, — ответила Айдан. — Не для тебя. И дорого». «Нет, я хочу посмотреть». Так Слуцкер за двадцать тысяч долларов («можно было купить много Пчёлиных») стала обладательницей масштабнейшего пентаптиха «Тайная вечеря». Это был парафраз на фреску Леонардо да Винчи, вот только у всех участников трапезы имелся ярко выраженный синдром Дауна.

Картина отправилась прямиком в Мекку столичного фитнеса — World Class на Житной. Не сказать чтобы держатели абонементов захлопали в ладоши от перспективы тренировать большие ягодичные мышцы с видом на лики святых, да еще и с особенностями. «Мы пришли заниматься спортом. Зачем вы портите нам настроение?», «Это сакральный сюжет. Как вы могли?» Менеджер прибежала к Ольге в слезах: «Люди грозят сдать карточки». «Пускай сдают», — произнесла мастер спорта по фехтованию Слуцкер. Один клиент прислал стопку православных книг. В качестве ответного жеста Ольга объяснила ему, что работа Мамедова — бесконечно добрая, философская. «Люди часто представляют Бога похожим на них, — объясняет Слуцкер и мне. — Люди с синдромом Дауна любят Христа так же, как мы. И ассоциируют его с собой. По крайней мере, так я понимала эту картину».

Мамедов провисел в World Class двадцать лет и переехал в новый дом хозяйки в Барвихе. После ветхозаветного развода с бывшим сенатором Слуцкером в этом месте Ольга начала новую жизнь, и был особый символизм в том, чтобы повесить здесь на стену вечный сюжет о предательстве, смирении и всепобеждающей силе истинной любви.

В этом доме, любовно оформленном Альбиной Назимовой, мы и встречаемся. К обеду повар приготовил белковые маффины со шпинатом и помидорами по рецепту подруги из Майами Юли Бордовских. Пока я рассматриваю картины — теперь у опытного коллекционера Слуцкер есть Уорхол, Ман Рэй, Шнабель, — хозяйка разговаривает по телефону. Из обрывков беседы следует, что нет для современного человека проблемы важнее инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — в данном случае не личного, а корпоративного. «Люди, которые стали членами моей команды, должны быть готовы работать максимально четко», — чеканит Ольга Сергеевна тоном, от которого даже мне становится холодно. Впрочем, создать империю от Монако до Бишкека (пятьдесят клубов и еще столько же по франшизе) вряд ли удалось бы руководителю мягкому и нетребовательному.

Несколько лет назад в новостях на Первом канале Слуцкер увидела сюжет о Специальной Олимпиаде для людей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Ее в Лос-Анджелесе открывал тогдашний губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер. Ольга тут же позвонила Татьяне Юмашевой, дочери первого президента России и маме чудесного мальчика Глеба. У Глеба синдром Дауна, но с ранних лет его воспитывали очень спортивно — он занимается плаванием — и наравне со всеми. «Тань, вот бы Глеба туда», — сказала Слуцкер. Оказалось, Татьяна Борисовна давно знает об этом движении и имеет на него далеко идущие планы. Забегая вперед, скажу: в 2015‑м Глеб Дьяченко стал серебряным призером Специальной Олимпиады и чемпионом Европы среди людей с синдромом Дауна (его коронная дистанция — двадцать пять метров на спине, он ее проплывает за 18,7 секунды). На последнем чемпионате в сентябре сборная России, за которую выступает Глеб, завоевала серебро в эстафете.

Спустя еще пару лет Татьяна позвонила Ольге, одновременно позвонила и посол Специальной Олимпиады России на Играх 2015 года в Лос-Анджелесе Наташа Водянова (сейчас она — член совета директоров Специальной Олимпиады): «А почему бы тебе, Оля, не заняться этим движением в России?» «Да что вы, мне бы с фитнесом разобраться», — отшутилась Слуцкер, но внутри что-то щелкнуло.

Специальное олимпийское движение организовала Юнис Кеннеди Шрайвер, сестра президента США Джона Кеннеди и будущая теща Арнольда Шварценеггера. Первые игры провели в 1968‑м. В шестидесятые, даже в Америке, даже среди истеблишмента, у людей с ментальными расстройствами не было тех возможностей, что были у людей не особенных. Их вообще, как правило, прятали с глаз долой, в монастыри и приюты. У Юнис и Джона Кеннеди была сестра Розмари — именно такой особенный ребенок. В раннем детстве она воспитывалась в семье, вместе с братьями и сестрами плавала в бассейне, играла в футбол. Позже отец семейства Джозеф Кеннеди принял решение сделать Розмари лоботомию, начался регресс, девушка была переселена в психиатрическую клинику, потом в дом при школе для особенных детей в Висконсине. Старшая из сестер американского президента скончалась в 2005‑м, в возрасте восьмидесяти шести лет.

Отец ни разу ее не навестил. Джозеф Кеннеди умер в 1969‑м, но о том, где находится Розмари, ее братья и сестры узнали в 1961‑м, после того как папу хватил удар. Юнис Кеннеди, однако, начала заниматься проблемами особенных детей много раньше. В своем благополучном доме в Мэриленде она несколько лет подряд устраивала для них летний лагерь: Юнис была убеждена, что спорт — это жизнь и что объединяет он людей лучше всяких слов. Это в итоге вылилось в организацию Специальной Олимпиады — первые Игры прошли в Чикаго.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Разговорчики в строю Разговорчики в строю

Адвокат Добровинский выполняет заявки читателей

Tatler
Неудачные браки и внезапная смерть Олега Даля Неудачные браки и внезапная смерть Олега Даля

Подробности несчастной судьбы Олега Даля

Cosmopolitan
Пижама-пати Пижама-пати

Как и с кем герои «Татлера» проводят карантин

Tatler
Сомневаешься в своих силах? 5 типов синдрома самозванца (и как с ними бороться) Сомневаешься в своих силах? 5 типов синдрома самозванца (и как с ними бороться)

Некоторые из нас страдают синдромом самозванца, даже не подозревая об этом.

Playboy
МинФин МинФин

Как живет самая молодая в мире женщина-премьер

Tatler
Пылинка могла сделать MacBook бесполезным: зачем Apple создала клавиатуру-«бабочку» и почему отказалась от неё Пылинка могла сделать MacBook бесполезным: зачем Apple создала клавиатуру-«бабочку» и почему отказалась от неё

«Бабочка» запомнится одним из серьёзных провалов Apple последних лет

VC.RU
Не просто усталость Не просто усталость

Синдром хронической усталости – опасное и коварное состояние

Лиза
Хиромантия XXI века: антинаучно ли изучение линий на ладонях? Хиромантия XXI века: антинаучно ли изучение линий на ладонях?

Существуют ли закономерности между узорами на руке и личностными качествами

Популярная механика
Площадь эволюции Площадь эволюции

Реконструкция исторического павильона «Шестигранник» в Парке Горького

Vogue
Гантимуровы Гантимуровы

Род Гантимуровых резко выделяется на фоне других княжеских фамилий России

Дилетант
Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами? Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами?

Что такое виктимология и поможет ли её изучение женщине не стать жертвой насилия

Cosmopolitan
Сериал «Светила»: Ева Грин, астрология и золотая лихорадка Сериал «Светила»: Ева Грин, астрология и золотая лихорадка

На «Амедиатеке» вышел сериал, в котором без 100 грамм не разберешься точно

GQ
Как индустрия киберспорта переживает период самоизоляции Как индустрия киберспорта переживает период самоизоляции

Как развиваются виртуальные соревнования и почему не стоит их игнорировать

GQ
Судный день: пять способов моментально уничтожить Землю Судный день: пять способов моментально уничтожить Землю

Самые апокалиптичные сценарии, которые могут превратить любой день в судный

Популярная механика
10 самолётов, сделанных в самых неожиданных странах 10 самолётов, сделанных в самых неожиданных странах

Есть страны, которые совершенно не ассоциируются с авиастроением

Популярная механика
Как часто нужно созваниваться со взрослыми детьми? Как часто нужно созваниваться со взрослыми детьми?

Как часто и в какой форме лучше поддерживать контакт с взрослыми детьми

Psychologies
Дать на лапу: 9 самых громких судебных процессов над животными Дать на лапу: 9 самых громких судебных процессов над животными

Петух, заключивший сделку с дьяволом, волк-оборотень, термиты-разрушители

Esquire
Заболеет ли доллар? Чем грозят вашим сбережениям деньги, «разбрасываемые с вертолета» в США Заболеет ли доллар? Чем грозят вашим сбережениям деньги, «разбрасываемые с вертолета» в США

Комплекс мер по стимулированию экономики США оценивается в $2 трлн долларов

Forbes
Пища богов Пища богов

В Греции есть всё. Во всяком случае, всё, что нужно для хорошего застолья точно!

Лиза
Почти леди. Норман Мейлер о Мадонне (отрывок из интервью) Почти леди. Норман Мейлер о Мадонне (отрывок из интервью)

Разговор с Мадонной о славе, одиночестве, контрацепции, порно и религии

Esquire
«Под покровом рясы и обители» «Под покровом рясы и обители»

Один из самых выдающихся процессов первой эпохи нового, пореформенного суда

Дилетант
13 сериалов, которые мы будем смотреть этим летом 13 сериалов, которые мы будем смотреть этим летом

Лучшие сериалы лета 2020

GQ
«Я не повторю ошибок моих родителей»: как при таком подходе не наломать дров «Я не повторю ошибок моих родителей»: как при таком подходе не наломать дров

Воспитывая нас, родители допустили немало ошибок

Psychologies
Хорошее дело Хорошее дело

Для четырех наших героинь помощь другим стала делом жизни

Cosmopolitan
«Опыт и немного визионерства»: почему венчуру нужно избавляться от стереотипов и больше инвестировать в женщин «Опыт и немного визионерства»: почему венчуру нужно избавляться от стереотипов и больше инвестировать в женщин

Как гендерный дисбаланс мешает развитию инвестиций

Forbes
Одна вокруг света в карантин. Отель трехуровневой защиты и вооруженный конвой в Пакистане Одна вокруг света в карантин. Отель трехуровневой защиты и вооруженный конвой в Пакистане

70-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Предчувствие жизни: «Нормальные люди» Салли Руни в книге и на экране Предчувствие жизни: «Нормальные люди» Салли Руни в книге и на экране

«Нормальные люди»: стоит не только посмотреть сериал, но и прочитать книгу

РБК
Бананы, песок и пчёлы: 10 ресурсов на грани исчезновения Бананы, песок и пчёлы: 10 ресурсов на грани исчезновения

Без этих ресурсов наша жизнь станет гораздо труднее

Популярная механика
9 самых злых роботов кинематографа 9 самых злых роботов кинематографа

Роботы в кино — это настоящее воплощение зла

Популярная механика
«Я без тебя умру»: 10 признаков созависимости «Я без тебя умру»: 10 признаков созависимости

Что поможет противостоять «психологическому хищнику»

Psychologies
Открыть в приложении