Я само совершенство
Количество школьников, которые страдают от собственного перфекционизма, с восьмидесятых выросло на треть. Гуру неформального образования Дима Зицер объясняет, надо ли бить тревогу, если ваша чудная крошка рыдает на кухне из-за каждой четверки с плюсом.
Предлагаю договориться о терминах. Что принято считать перфекционизмом в наше время? Популярный ответ: это когда у человека, неважно, ребенка или взрослого, есть стремление делать все идеально и таким образом «быть хорошим».
Казалось бы, что здесь плохого? Ведь сделать что-то идеально относительно вашей личной системы координат — это очень круто. Круто ставить себе задачи, действовать. Это же и есть развитие. Я говорю себе: «Дима, ты должен написать статью», «Дима, ты должен поставить спектакль». Никакой петух меня сверху не клюет, я могу этого не делать — механизм работает, потому что я сам определяю свои цели и продолжаю совершенствовать свою систему координат, которая строилась годами. К примеру, в девятом классе я был влюблен в учительницу химии. У меня была личная цель: мне было абсолютно все равно, какие оценки я буду получать, но мне хотелось, чтобы она обращала на меня внимание. Такая мотивация не разрушает, это прекрасное, пускай и одностороннее чувство. Осечка происходит в последней части определения. «Быть хорошим» для кого? Если ваши действия основаны на бесконечном сравнении, стремлении стать лучше, чем Коля, Катя или еще какой-нибудь Олег, вы медленно, но верно попадаете в ловушку — в прокрустово ложе оценивания и сравнения.
Туда нас загоняет не что иное, как школьная система оценок. В школе нам транслируют тройки, четверки и пятерки как некие объективные оценки того, что мы делаем. Но ведь любая попытка оценить человека субъективна. Скажите мне, кто играет лучше — Роберт Де Ниро или Евгений Миронов? Кто лучше поет — Мик Джаггер или Пол Маккартни? Кто вообще определяет шкалу оценивания? Так почему мы считаем, что можно объективно оценить то, что делает ребенок в школе?
Подумайте сами: оценку ставит чужой человек, действия которого связаны с его настроением, взглядами на историю, политику, на жизнь. И этот чужой человек говорит: «Слушай, вот это ты сделал хорошо. А вот это — плохо». Причем человеческая обратная связь здесь не предусматривается. Она устроена сложно и рефлексивно: люди говорят друг с другом, сомневаются, задают вопросы. Ученику это помогает вырабатывать свое мнение и свои взгляды. А школьная двойка и даже пятерка — это оплеуха, потому что все решения приняли в одностороннем порядке, за вас. Оценка означает, что с ребенком никто не хочет разговаривать. Что он должен знать свое место.