Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

TatlerСтиль жизни

Дети Пикассо

Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

Текст: Милтон Эстероу

«У меня был папа, который рисовал», — скромно сказала однажды Майя Видмайер-Пикассо, имея в виду картины, наброски и акварели, унаследованные после смерти отца в 1973 году. С папой все понятно. Мамой была Мария-Тереза Вальтер. Пикассо встретил ее прекрасным парижским вечером 1927 года, когда девушке было семнадцать, а ему почтенные сорок пять. За девять лет до этого Пикассо женился на дягилевской балерине Ольге Хохловой, у них родился сын Пауло, но потом она ему надоела. Стали ссориться, но не разводились — художник не хотел делить имущество.

Франсуаза Жило с сыном Клодом и рисунком Пабло Пикассо, 1949.

Мать Майи, когда ей говорили, что нехорошо уводить чужого мужа, объясняла, что Пикассо начал первым. Как простой пикапер, подошел у метро и сказал: «У вас интересное лицо. Я хотел бы написать ваш портрет». «Мама понятия не имела, кто такой Пикассо, так что он повел ее в книжный магазин и показал книгу про себя». Родители Майи завершили роман, когда ей было около восьми, но у нее с папой сохранились прекрасные отношения, и они много времени проводили вместе.

Пабло Пикассо в своей мастерской в Антибе, 1946.

Ее трое детей ждут своей очереди на наследство. Там есть чего ждать: Майя Видмайер-Пикассо является одним из пяти живых наследников художника, и все они мультимиллионеры. Кроме нее есть Клод Пикассо и его сестра Палома — они дети Пабло и Франсуазы Жило, единственной любовницы, которая сама бросила гения. И внуки — Марина и Бернар Пикассо, чей отец Пауло в 1975‑м умер от цирроза печени. С каждым днем эти люди, контролирующие самое дорогое в истории искусства наследство, становятся богаче — Пикассо растет в цене. В прошлом году картина «Алжирские женщины, версия O» (Майя видела, как отец ее писал) установила рекорд аукционной продажи — $179,4 миллиона.

Замок Вовенарг, принадлежавший Пабло Пикассо. Здесь находится могила художника.

У отца все скандалы были так или иначе связаны с женщинами. Его немолодые наследники ввязываются в истории, которые далеки от секса, но тоже поражают воображение. В январе Майя стала звездой комичной судебной саги, где в списке действующих лиц и исполнителей значатся арт-дилеры планетарного масштаба — Ларри Гагосян, Гай Беннетт и скоропостижно скончавшаяся арт-консалтинговая фирма Connery Pissarro Seydoux. В центре композиции — гипсовый бюст матери Майи, Марии-Терезы Вальтер, 1931 года, хедлайнер недавней выставки в MoMA. Проблема в том, что эта скульптура — «Бюст женщины» — была продана представителями Майи дважды, двум разным людям. В ноябре 2014‑го — катарскому шейху Джасиму бин Абдулазизу аль-Тани за $42 миллиона, а через несколько месяцев — Гагосяну за $105,8 миллиона. Суды в Нью-Йорке, Швейцарии и Франции сейчас активно пытаются распутать «бюстгейт» и решить, кому отдать шедевр.

Пабло Пикассо с женой Жаклин Рок, 1961.

Пикассо жил долго и был человеком неленивым — умер в девяносто один год, оставив детям более сорока пяти тысяч работ. «Чтобы все это разместить, нам нужен Эмпайр-стейт-билдинг», — сказал Клод Пикассо, закончив инвентаризацию. 1885 картин, 1228 скульптур, 7089 рисунков, 30 000 графических работ, 150 альбомов с набросками и 3222 предмета из керамики. И огромное количество иллюстрированных книг, офортов, гобеленов. Два шато и три просто хороших дома. По оценкам одного человека, хорошо знакомого с этим наследством, имелись также $4,5 миллиона наличными, $1,3 миллиона золотом, акции и облигации. В 1980 году одна только недвижимость художника была оценена в $250 миллионов, но эксперты считают, что сейчас счет идет на миллиарды.

Завещания не было. Дети делили имущество в течение шести лет, и дело шло не мирно. Судебные издержки составили около $30 миллионов, зато широкая общественность получила удовольствие. Остроумная писательница Дебора Трастмен заметила, что этот суд «напоминает кубистскую конструкцию: жены, любовницы, законнорожденные и внебрачные дети (младший ребенок родился спустя двадцать восемь лет после старшего), внуки — все нанизаны на одну ось, как несимметричные части тела на общий позвоночник».

Пабло Пикассо с сыном Клодом рисует голубя на пляже в Валлорисе, 1950.

Не каждое великое произведение искусства можно сегодня продать за адекватные деньги, но у Пикассо особый статус. Драка между наследниками закончилась, у работ есть законные владельцы — а на растущем рынке нет проблемы с покупателями: там с приходом коллекционеров из Китая, России, Ближнего Востока и Индонезии стало даже тесно. Большинство предпочитает позднего Пабло, начиная с 1950‑х. Русским нравятся «голубой» и «розовый» периоды. «Если бы Пикассо был жив, — сказал мне женевский дилер Марк Блондо, бывший глава французского отделения Sotheby’s, — он сейчас входил бы в десятку самых богатых людей мира». В 1996 году внук Клод, которого французский суд назначил распорядителем всего унаследованного имущества, создал «Администрацию Пикассо» — ее штаб-квартира в Париже защищает общие интересы наследников, контролирует права на репродукции и выставки, выписывает лицензии на сувениры, от тарелок и перьевых ручек до галстуков и автомобилей. Еще у нее есть право юридически преследовать подделки, воровство и незаконное использование доброго имени недоброго дедушки — все родственники, за исключением Майи, художника люто ненавидят.

Франсуаза Жило с детьми Паломой и Клодом, 1950.

Живой Пикассо был самым фотогеничным плейбоем из всех художников XX века. В 2016‑м он пребывает в статусе самого самого дорогого, самого выставляемого, самого подделываемого, самого похищаемого. В общем, горячая точка на арт-рынке. «Каждый хочет себе кусочек Пикассо», — сказал мне греющийся у этого костра дилер Эрик Мурло, чьи отец и дед напечатали сотни литографий Пабло.

Это большое хозяйство — только в прошлом году прошло тридцать четыре выставки, вполне себе коммерческие, не просто из любви к искусству. В Париже, Барселоне, Антибе и Малаге, где художник родился, есть его музеи. Компании в Париже и Лионе — с филиалами по всему миру — купили лицензии на продажу ковров с изображением произведений Пикассо, пепельниц, сумок, подушек и прочей ерунды. Название машины Citroën Picasso тоже стоит денег: французский автоконцерн заплатил «Администрации Пикассо» двадцать, если не ошибаюсь, миллионов долларов, зато с 1999 года продал уже три с половиной миллиона этих семиместных друзей среднего класса. И исправно каждый год платит «Администрации» роялти — это стандартная лицензионная схема, в которую включен также контроль за креативом рекламных кампаний. В 2012 году Montblanc купила лицензию на производство перьевых ручек с выгравированными на них эскизами к картине «Портрет девушки» 1936 года. Была серия из тридцати девяти штук — каждая из золота, украшена бриллиантом и по цене около $54 500. В другой серии девяносто одна ручка — каждая стоила $33 500, но на eBay я недавно видел такую за $80 000. Говорю же, рынок растет.

«Сон», Пабло Пикассо, 1932.

Еще одним важным источником дохода для «Администрации Пикассо» является droit de suite — «право следования», то есть авторские отчисления при продаже на аукционе или в галерее произведений автора, который все еще жив или умер менее семидесяти лет назад. Свои доходы контора не афиширует, но, по некоторым оценкам, выходит что‑то около восьми миллионов в год.

А еще существует черный рынок — сотни брендов, все называются «Пикассо» и продают рыболовные крючки, пиццу, кофейные кружки, футболки, надувных кукол и дома на колесах, чтобы было где с этими куклами спать. Американский производитель одежды больших размеров Lane Bryant бодро продавал без лицензии бюстгальтер «Пикассо» в комплекте с трусами-боксерами. «Мы их преследуем», — мрачно сказал мне Теодор Федер, президент Общества по защите прав художников, которое представляет «Администрацию Пикассо» в Соединенных Штатах. Наследники, когда не ссорятся, — это мощная сила: несколько лет назад они стерли с лица земли одну испанскую компанию, которая украшала свои коробки с кофе, чаем, мороженым, макаронами, рисом и зубной пастой именем великого соотечественника. В Тайване пираты крепче — там до сих пор в изобилии продаются контрафактные шарфы Picasso, часы Picasso, носки Picasso…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Google и IBM поспорили о «квантовом превосходстве». Кто прав? Google и IBM поспорили о «квантовом превосходстве». Кто прав?

Google достиг «квантового превосходства» — решил задачу за 200 секунд

Forbes
Двухтриллионный проект по снятию Саудовской Аравии с нефтяного крючка, или Восемь часов в компании «Мистера Всё» Двухтриллионный проект по снятию Саудовской Аравии с нефтяного крючка, или Восемь часов в компании «Мистера Всё»

В начале прошлого года саудовский принц Мухаммад ибн Салман навестил своего дядю, короля Абдаллу.

GQ
На старт, внимание, Маслова На старт, внимание, Маслова

Потянуло на молоденьких? Это нормально, уверен наш колумнист.

GQ
Часы с боем Часы с боем

Вековой обычай отмечать ход времени ударами колокола не исчез со временем.

The Rake
Стены помогают Стены помогают

Дизайнеры из бюро Place in Space Design оформили квартиру в Москве, наполнив старые стены новыми предметами.

AD
Репортаж с бородой на шее Репортаж с бородой на шее

Что делать, если борода не растет - смириться? Ну уж нет!

Maxim
Покорение вершин Покорение вершин

С приходом Жерома Ламбера Montblanc стала еще выше .

The Rake
При всем параде При всем параде

Ксения Соловьева провела выходные в Виндзоре — поздравляла королеву с юбилеем.

Tatler
Драконовские меры Драконовские меры

После «Игры престолов» Эмилию Кларк узнали все и не узнавал никто. С выходом «До встречи с тобой» (в прокате с 7 июля) этой удобной анонимности придет конец.

GQ
Хаос притягивает неприятности Хаос притягивает неприятности

Политтехнолог, коуч Алексей Ситников учит читателей «Татлера» думать стройно, эффективно и разнообразно.

Tatler
Кают-компания Кают-компания

Французские дизайнеры Эмиль Юмбер и Кристоф Пуайе в компании с клиенткой-художницей построили на Итальянской Ривьере крошечный домик, похожий на яхту.

AD
Славное море Славное море

У порога выставки в Третьяковке сноб Китти Оболенская объясняет, чем все-таки хорош народный художник Айвазовский.

Tatler
Цепная реакция Цепная реакция

На браслете, ремешке или цепочке – способов ношения часов по-прежнему не так уж много.

The Rake
Падшие с небес Падшие с небес

Для декорирования так называемых астрономических часов трудно найти лучший камень, чем метеорит.

The Rake
Haute кузины Haute кузины

Смотрите, как выросли дочери сестер Миллер, самых ярких звезд американской аристократии!

Tatler
Красочное явление Красочное явление

Все дизайнеры обожают английские краски Farrow & Ball. Оказывается, теперь их используют еще и при производстве обоев. Рассказывает Ольга Сорокина.

AD
Царица полей Царица полей

Московская красавица Снежанна Георгиева показала Рубену Зарбабяну места своего детства, где теперь растит бизнес волшебных пузырьков.

Tatler
Молодые ветра Молодые ветра

Тяжелый люкс обратил внимание на поколение миллениалов и их несерьезные проблемы с кожей.

Tatler
Железный Майк Железный Майк

Негодяй, бунтарь и эталонный плохой парень Майк Тайсон приложил все усилия, чтобы разрушить свою жизнь и карьеру до основания. А потом приложил не меньше сил, чтобы вновь вскарабкаться на олимп.

GQ
Хромосомный набор Хромосомный набор

Дизайнер Стефано Гвидотти — фанат хроматических цветов, поэтому для оформления своего дома на озере Комо он выбрал основные оттенки палитры.

AD
Большая энциклопедия джентльмена. Том VI: Власть Большая энциклопедия джентльмена. Том VI: Власть

GQ изучил все, что говорили о власти в фильмах, сериалах и книгах, — и составил из цитат подробную инструкцию для всех, кто хочет оказаться на вершине могущества.

GQ
Ветер северный Ветер северный

Александр Добровинский отвечает на извечный женский вопрос

Tatler
Под знаком Лео Под знаком Лео

В «Выжившем» Леонардо Дикаприо борется с медведем, мерзнет, греется, носит бороду, роет землю и снова мерзнет. В жизни он не менее активно борется с глобальным потеплением и властью капитала.

GQ
Я теряю корни Я теряю корни

Андрей Савельев - о том, как перестать  беспокоиться  и полюбить свою лысину

GQ
Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные Право на смерть, часть 1: неизлечимо больные

Истории людей, выбравших смерть вместо неизлечимой болезни

Правила жизни
Гости дорогие Гости дорогие

О том, как чиновники из «Росавтодора» ездили в Германию обмениваться опытом с Дорожной администрацией Баварии

АвтоМир
Считаные дни Считаные дни

Всё, что нужно знать о менструальном цикле

Glamour
Пришла первой Пришла первой

Гаранс Доре по-прежнему не сдает лидирующих позиций

Glamour
Прощай, оружие! Прощай, оружие!

Илья Найшуллер о дальнейших планах по завоеванию мира

Glamour
WhatsApp, брат? WhatsApp, брат?

Мы знаем про Чечню разное. Но вот что Грозный внезапно оказался на пике медийных тенденций 2015 года - необычная для региона новость. Григорий Туманов ("ъ") выясняет, как WhatsApp стал главным СМИ в республике.

GQ
Открыть в приложении