У порога выставки в Третьяковке сноб Китти Оболенская объясняет, чем все-таки хорош народный художник Айвазовский.

TatlerСтиль жизни

Культпросвет

Славное море

У порога выставки в Третьяковке сноб Китти Оболенская объясняет, чем все-таки хорош народный художник Айвазовский.

Так случилось, что я знаю о существовании Ивана Константиновича с раннего детства. В нашей семье был (и есть) чудесный крымский вид — розовое с голубым, две фигурки, шхуна о двух мачтах, все-все как надо и должно быть. Работу унаследовала моя мама — поздняя и любимая дочь известного микробиолога, потратившего Государственную премию на несколько первоклассных картин.

Отцовская линия — Оболенские — в свое время не удрали от красных (точнее, «не отступили с белой армией», как говаривали мои белогвардейские родственнички). От картин и прочей антикварной параферналии их оперативно избавили Швондеры, Пружинеры и иже с ними (хорошо хоть не пристрелили сразу!). Впрочем, есть подозрение, что избавлять‑то было особо не от чего. Наша ветвь старого и гордого рода захудалой была, мезальянсы да разорения одни на почве наследственной порывистости нрава. Так вот, появление в родовом московском гнезде настоящих картин приводило отца в экстатическое состояние. Мне с гордостью рассказывали о непреходящих ценностях, акцентируя внимание почему‑то именно на Айвазовском. Ибо Иван Константинович всегда стоил дорого. С ним на стене все как бы возвращалось на круги своя.



Айвазовский при жизни был высоко ценим публикой и обласкан властью. Его работы покупали за большие деньги персоны императорского дома, мыслящие индустриалисты-коллекционеры, хлеботорговцы-нувориши из причерноморских городов Новороссии, турецкие паши вплоть до трехбунчужных, которые украшали его полотнами свои дачи и стамбульские дворцы. Феномен такого всеобщего признания заключается в том, что жовиальный Иван Константинович был необыкновенно практичным человеком, рискованно ловким, если не сказать пронырливым. Но прежде всего он был настоящим, стопроцентным романтиком, коих в его поколении, озабоченном либо социальной критикой, либо сложным духовным поиском, было не так чтобы много.

Его живопись мастерски сделана. Он был настоящим виртуозом, с филигранной и недостижимой техникой, ибо воду писать очень и очень сложно — все, кто пробовал, в курсе. Но еще важнее, что его живопись абсолютно понятна и оттого приятна и желанна. Айвазовский как‑то очень выгодно для себя отстал от времени — публика и покупатели были ему за это признательны, готовы любить и платить. А на пощипывание передовой критики и завистливое кряхтение менее удачливых, но сильно продвинутых и умных коллег по цеху внимания можно было не обращать: папе римскому нравится, императору Всероссийскому, султану Оттоманскому тоже, что же до остальных — то бог с ними. Пусть скрипят сколько душе угодно!

Каждый хотел иметь дома воплощение детской мечты о ласковом теплом море, об оранжевом солнце, выпрыгивающем из бескрайней лазури, о белокрылых парусниках, идущих за горизонт к прекрасным портам. Все это Иван Константинович мог дать и давал с избытком. И даже его сюжеты со штормами, безжалостно треплющими эти самые корабли, с ветром, обрывающим с гнущихся мачт остатки парусов, не кажутся страшными — это такой спорт для романтиков, опасный, но отнюдь не фатальный поединок сильных людей со слепой стихией. И даже если случается крушение, а их у Айвазовского много, есть некий прием у него — оставлять надежду на спасение плывущих на обломке мачты или убогом плоту. Не утонут они, не возьмет их пучина, выгребут

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Марс и Венера Марс и Венера

Телеведущая Юлия Барановская вышла в открытый космос в Иордании

Tatler
Дети Пикассо Дети Пикассо

Отпрыски многочисленных женщин самого дорогого художника не дружат — и деньги делят самым причудливым образом.

Tatler
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Железный Майк Железный Майк

Негодяй, бунтарь и эталонный плохой парень Майк Тайсон приложил все усилия, чтобы разрушить свою жизнь и карьеру до основания. А потом приложил не меньше сил, чтобы вновь вскарабкаться на олимп.

GQ
Большие надежды Большие надежды

Как дух эпохи беби-бума отражается в предметах

Вокруг света
Выпить на восходе Выпить на восходе

Иван Глушков отправился в турне по токийским барам. Он уверен, что московским бартендерам есть чему поучиться у японских коллег.

GQ
Выиграть суд Выиграть суд

Как выиграть суд и возможно ли это?

Maxim
Часы с боем Часы с боем

Вековой обычай отмечать ход времени ударами колокола не исчез со временем.

The Rake
Фото и модель Фото и модель

Дочь форбса Владимира Груздева Мария показывает другую Россию через объектив.

Tatler
Хаос притягивает неприятности Хаос притягивает неприятности

Политтехнолог, коуч Алексей Ситников учит читателей «Татлера» думать стройно, эффективно и разнообразно.

Tatler
Вслед за собственной звездой Вслед за собственной звездой

В переводе с персидского название апулийской марки Sciamát означает «король мертв». И недаром: основатели ателье братья Валентино и Никола Риччи ниспровергают устоявшиеся правила и стандарты портновских канонов.

The Rake
Репортаж с бородой на шее Репортаж с бородой на шее

Что делать, если борода не растет - смириться? Ну уж нет!

Maxim
Ливанские недра Ливанские недра

Поселившись в аристократичном особняке османских времен, семейная пара из Бейрута обустроила его по своему вкусу: это и площадка для шумных домашних вечеринок, и оазис тишины в центре большого города.

AD
Хромосомный набор Хромосомный набор

Дизайнер Стефано Гвидотти — фанат хроматических цветов, поэтому для оформления своего дома на озере Комо он выбрал основные оттенки палитры.

AD
Век содержанца Век содержанца

Оказаться без работы может каждый, в этом нет ничего такого. Кроме того, что ваша женщина не будет вас хотеть.

GQ
Синьор Нино Синьор Нино

Без Нино Черрути феномен итальянской мужской моды не был бы столь ярким и значительным.

The Rake
Шефская помощь Шефская помощь

Боже, он полон звезд! Геннадий Иозефавичус все сосчитал, съел, заказал десерт — и выдал подробнейшую инструкцию по пользованию свежим мишленовским ресторанным гидом.

Tatler
Грани разумного Грани разумного

Дом на Мосфильмовской — идеальная обертка для геометричных интерьеров мастерской za bor. Архитекторы воспользовались ситуацией с максимальным эффектом.

AD
Три богатыря Три богатыря

К кабриолету AMG инвестбанкир Альберт Сагирян летел вертолетом Mercedes и плыл катером той же марки.

Tatler
Красное и черное Красное и черное

По случаю 110-летнего юбилея компании Montblanc и запуска новой коллекции весной в Нью-Йорк слетелись представители мировой прессы и многочисленные селебрити под предводительством друга марки Хью Джекмана.

The Rake
Деньги Деньги

Советы от тех, кто умеет зарабатывать. GQ запускает новую рубрику, в которой самые успешные бизнесмены делятся опытом ведения дел, объясняют, куда вкладывать деньги, если они есть, и как раздобыть, если их нет.

GQ
Цепная реакция Цепная реакция

На браслете, ремешке или цепочке – способов ношения часов по-прежнему не так уж много.

The Rake
Унесенные ветром Унесенные ветром

Отличительные черты лучших автомобилей марки Mercedes этого десятилетия – только две двери и… отсутствие крыши.

The Rake
Шалом, оберштурмбаннфюрер! Шалом, оберштурмбаннфюрер!

Фашистский диверсант Отто Скорцени к концу жизни работал на израильскую разведку

Maxim
Покорение вершин Покорение вершин

С приходом Жерома Ламбера Montblanc стала еще выше .

The Rake
Дошли до Парижа! Дошли до Парижа!

Перед каждым чемпионатом Европы мы дуем в трубы и бьем в барабаны

Maxim
Ветер северный Ветер северный

Александр Добровинский отвечает на извечный женский вопрос

Tatler
Грузи и вези Грузи и вези

Первая тбилисская модница Нино Элиава выдала «Татлеру» проверенные пароли и явки в городе и по всей стране.

Tatler
Драконовские меры Драконовские меры

После «Игры престолов» Эмилию Кларк узнали все и не узнавал никто. С выходом «До встречи с тобой» (в прокате с 7 июля) этой удобной анонимности придет конец.

GQ
Кают-компания Кают-компания

Французские дизайнеры Эмиль Юмбер и Кристоф Пуайе в компании с клиенткой-художницей построили на Итальянской Ривьере крошечный домик, похожий на яхту.

AD
Открыть в приложении