Цепная реакция
На браслете, ремешке или цепочке – способов ношения часов по-прежнему не так уж много.
С момента своего появления помимо основной функции – показывать время – часы демонстрировали высокий статус их обладателя. Поэтому корпусы и циферблаты карманных часов богато украшались, в XVI веке, когда они стали достаточно маленькими и легкими, их начали носить на цепочке на шее, прикреплять к костюму, вставлять в кольцо. Были и более оригинальные варианты: у императора Карла V Габсбурга были часы с боем, вставленные… в серьгу. Не каждый способен терпеть постоянное тиканье у уха, потому развития направление часов-серег не нашло.
К XVII веку часы переместились во внутренний карман длинного кафтана – жюстокора, введенного в моду Людовиком XIV. Век спустя в мужском костюме для них появился специальный карман, fob pocket, куда прятали часы.
Но ведь в этом случае окружающие не понимали, насколько состоятелен их владелец. Скоро выход был найден – часы благополучно остались в кармане, а на обозрение была выставлена цепочка, на которой они крепились. И декораторы наперегонкки стали упражняться и в плетении цепей, и в подвешивании на них разнообразных брелоков.
Мужской костюм начала XIX века – короткий жилет и фрак, а новый способ ношения часов – так, чтобы цепочка с брелоками виднелась из-под фрака на уровне талии, часы же прятались в специальный карман брюк. Цепочки для часов становятся крупными, но максимально легкими. В середине века стали прикреплять цепочку к средней петле в жилете или пальто (считается, что мода пошла от принца Альберта, который в 1849 году впервые появился с часами, надев их подобным образом; в честь него и была названа одиночная или двойная цепь для такого ношения часов – она получила название «принц Альберт» в Великобритании, в США ее окрестили «цепью Диккенса»). Видов плетения цепей существовало великое множество, среди популярных во второй половине XIX века – с якорным и кабельным плетением, экзотические варианты вроде цепей «перекрученный кабель».