Строгость или вседозволенность: как родителям найти баланс
Ограничения не нравятся никому. Но когда их нет, ребенок не чувствует себя ни свободным, ни защищенным. Ведь мир, в котором нет правил, похож на джунгли, где может произойти все что угодно. Как же понять, когда родителям надо настоять на своем и призвать к порядку, а когда можно уступить и согласиться с ребенком?
Одни взрослые боятся противоречить своим детям, путая авторитарность с необходимым авторитетом, и во всем им потакают. Другие настаивают на жесткой дисциплине и выполнении всех требований. Между этими крайностями есть золотая середина — родительское доминирование, но не с позиции превосходства, а с позиции любящей доброты: «Я уважаю твои желания. Я уважаю твои эмоции. Но сейчас мы сделаем так, как я решил, потому что я считаю, что так будет правильно».
Как же родителям понять, когда проявить власть и надавить, а когда уступить ребенку?
«Важно, чтобы все базовые потребности ребенка были удовлетворены»
Анна Быкова, детский психолог
Такой вопрос мне на консультациях задают очень часто. В ответ я рисую пирамиду человеческих потребностей. Ребенок ведь тоже человек — в этом нет сомнений? Стало быть, у него тоже потребности выстраиваются в пирамиду от низших к высшим.
В самом низу — физиологические потребности. Потом потребность в безопасности. Выше — потребность в любви. Еще выше — потребность в уважении, самоуважении, познании и развитии. Все эти потребности не случайно выстроены в пирамиду: психологи заметили иерархическую закономерность. Потребности более высокого порядка становятся актуальны тогда, когда удовлетворены базовые потребности,