Има
Стрит-артист Максим Има курирует пабликарт-проекты в коллаборации с ЦВЗ «Манеж», а в Музее стрит-арта сделал пророческую выставку «Хоть стой, хоть падай» о тотальном шоке от происходящего вокруг.
Часть I. Колпино. Электрички. Бомбинг
Я родился в Колпино и с 15 лет рисую граффити. Мы два раза в неделю ездили рисовать на электричках в один из населенных пунктов Ленобласти — просто бомбить. Все были молодые, машин не было — приезжали туда на электричке, конечно же. На вокзале сидели местные чуваки и пили пиво. Я не мог перед ними идти в лосинах, с челкой, закинутой назад, как у некоторых современных художников, в татуировках — поэтому у меня нет ни одной. Я надевал дурацкую шапку «петушок», брал «полтораху», выходил весь грязный — подстраивался для собственной выгоды, чтобы никто не докопался. А вот на обратном пути уже снимал эту шапку, одевался нормально и приходил на станцию в чистеньком — спокойно уезжал на этой электричке, не вызывая подозрений. В 2005–2007 годах было принято либо писать буквы, либо писать буквы необычно, а я ничего не писал: рисовал мясорубки, колобков или просто раскрашивал вагон. Пацаны спорили, кто будет делать свое граффити рядом со мной на электричке, чтобы не тратить краску на фон. Многие граффитчики приходят к абстракции через много лет, а я, наоборот, с нее начал.
Я хотел поступить в СПбГУ, но не получилось, и я попал на журфак в малоизвестный Институт бизнеса и политики — был такой. Там работал Александр Секацкий и другие классные преподаватели. Я старался учиться хорошо, но по семейным обстоятельствам пришлось параллельно активно работать — успевающим студентом не был, но это не помешало защитить диплом на тему «Освещение искусства в СМИ в 1917–1932 годах» на отлично. Потом я оказался в галерее «Протвор». В 2009 году это место на Итальянской улице открыла дочь Тимура Новикова Мария Новикова-Савельева. Она интересовалась уличным искусством, привозила из Европы книги, которые назывались World Street Art, а мы называли все это просто граффити. Место открылось выставкой Стаса Багса — живопись, объекты. Я пришел предложить свою выставку, и, пока ее готовил, меня взяли в «Протвор» на работу. Надо понимать, что Мария была новатором и едва ли не единственным человеком, кто поддерживал на тот момент уличное искусство в Петербурге.
Часть II. Первая выставка. Петербургская богема. Стрит-арт
Работать в галерее было дико интересно, хотя я был не куратором, а техническим сотрудником. Простой пацан из Колпино тусовался в красивом лофте с кофемашиной, мне сразу выдали айфон — они тогда только появились, все просили его потрогать. В этой галерее я сделал свою первую выставку, она называлась «Фикция»: граффити на листах железа, автомобильных бамперах и ржавых бочках. В «Протворе» бесконечно проходили открытия, тусовки, встречи с очень разными людьми: от Олега Котельникова и Георгия Гурьянова до ребят моего круга — простых парней, которые бомбят. Я начал прислушиваться к разговорам и запоминать диалоги. Например, приходят люди из Саратова на выставку — загуглили, что есть в Петербурге, прочитали про галерею. Я провожу им экскурсию, а у нас висит художник, который рисует