Балабанов
Главная выставка осени – «Балабанов» в «Севкабель Порту»: путешествие по фильмографии режиссера длиною в жизнь.
В «Севкабель Порту» идет выставка-блокбастер «БАЛАБАНОВ» — захватывающая бродилка с плеером-аудиогидом по реперным точкам биографии и фильмографии главного российского режиссера, который предсказал вообще все.
Семья Алексея Октябриновича приняла участие в подготовке экспозиции, передав кураторам фамильные реликвии: от рукописей до игрушечного вомбата.
Как это было, редактору «Собака.ru» Алене Анисимовой рассказывают Надежда Васильева, жена и художник по костюмам почти всех его картин, сын Петя Балабанов (художник кино!), его старший брат Федя Балабанов (также работающий в кино главным ассистентом режиссера!).
К семейной зум-встрече присоединилась актриса и режиссер Динара Друкарова — звезда лучшего (субъективно!) и самого эстетского фильма Балабанова «Про уродов и людей».
Как вомбат снялся в «Брате», а редисочница познакомила Надежду и Алексея
На выставке в «Севкабель Порту» огромное количество личных вещей Алексея Октябриновича и вашей семьи: от армейского дневника и раритетных пластинок до фото, писем и игрушек. Благодаря им она получилась не про мифотворчество или агиографию, а очень человечная и человеческая. Как организаторы уговорили отдать столько всего?
Петя: Это Надежда Александровна может ответить, она занималась вещами, которые показывают.
Надежда: Я занималась вместе с Федей — и было задействовано три квартиры! Одну я разрыла сама, во второй знала, где что лежит конкретное. А Федя занимался третьей. Кладовку они перебрали вместе с куратором выставки Таней Гетман. Таня очень тактично, но настойчиво выспрашивала: «А где вот это? А где то?» То есть у нее были обширные знания, что вообще должно у нас быть.
С Тани Гетман все и началось?
Надежда: Еще до пандемии директор «СТВ» Максим Уханов сказал мне, что есть девушка, которая очень хочет сделать выставку, посвященную Леше. Когда мы наконец встретились, Таня подтвердила: да, это давно в ней живет. А я доверилась тому, что она делала большие выставки в Третьяковке, ретроспективу Серова, например (Татьяна Гетман — руководитель специальных программ Третьяковской галереи, на ее счету также хитовая экспозиция-лабиринт по русским сказкам с работами Репина и Пепперштейна и медиапостановка «Ночь Кандинского» с участием актеров-«брусникинцев». — Прим. ред.). Таня встречалась со мной, с бабушкой (Ингой Александровной — мамой Алексея Балабанова. — Прим. ред.) и всеми, кто только был в ближайшем окружении Алексея Октябриновича.
Федя: Таня в этом плане — большая молодец. Она очень старалась достать для выставки всю возможную информацию и сделать ее интересной для посетителей.
Надежда: А вообще мы должны благодарить Алексея Октябриновича. Он человек, который никогда не выбрасывал бумажки. У нас стоял большой шкаф, ими заваленный. И вот наконец-то я нашла в себе силы его перебрать. Оказалось, за 20 лет жизни вместе я не видела и половины всех вещей, которые были в этом шкафу! Мне самой было интересно найти, например, артефакты из его студенческой поездки в Манчестер: проездной и ученический билет. Я радовалась как ребенок: ведь я даже не подозревала об их существовании.
На выставке в «Севкабель Порту» есть абсолютно выдающийся экспонат — плюшевая игрушка вомбат, привезенная Балабановым как раз из той поездки в Англию. Этот вомбат появлялся еще мельком в «Брате».
Надежда: Это к Феде, это его.
Федя: Да! «Вомбат, который идет в магазин за хлебом» — так мы его называли. Моя любимая игрушка. Вернее, это была любимая игрушка папы, но он подарил ее мне, когда я родился. Я все детство с ней играл, она оставалась у бабушки с дедушкой в Свердловске, а потом я привез ее в Питер, когда переезжал. С тех пор вомбат стоит у меня на полке.
Петя: Даже я успел в свое время поиграть с вомбатом. Серьезная вещь. У нас вообще в семье нет такого, что нельзя что-то там трогать. Зачем просто смотреть на вещь? Это глупо, надо с ней взаимодействовать.
Так, а редисочница? Это та самая аутентичная, из «Замка», — вольной экранизации Кафки, которую ваш отец снимал в реальном замке — Выборгском?
Петя: Нет, это реконструкция. Некоторые предметы специально для выставки были сделаны художниками кино, в том числе теми, с кем я знаком. Редисочницу вот создавала моя однокурсница Ангелина Коваленко. Вообще эта выставка такая классная еще и потому, что она сделана как декорация к фильмам папы. То есть ты как будто попадаешь на съемочную площадку того кино, о котором рассказывает каждый из ее разделов! Выставка — это лабиринт из всех его фильмов, в котором реальные мемориальные вещи сочетаются со стилизованными и воссозданными. И реконструированные сделаны так здорово, что там соблюдены все фактуры, их можно прямо брать в кадр! В общем, я топлю за свою профессию — художник кино.
Надежда: Леша любил такие вещи, он их называл «мульками». Ему нравились необыкновенные предметы, которые в обиходе не у каждого. В том же «Замке» у Фриды есть приспособление с шлангами, качающее пиво, — это придуманная Лешей вещь, но смотрится она абсолютно реалистично. А редисочница для меня дорога тем, что мы с Лешей начали с нее знакомство. Во время подготовки фильма я показала ему книгу-каталог товаров 1901 года, и Леша выбрал оттуда редисочницу и духовой шкаф. По-моему, этой редисочницей я его и заинтересовала.