Семья в моей голове
Они ссорятся, капризничают, обвиняют и перебивают друг друга… Этих голосов порой бывает так много, что они сильно мешают нам жить – принимать решения, получать удовольствие от своих занятий. Чего они от нас хотят и как с ними договориться?

Утомилась я уже делать презентацию, это так скучно, посмотрю сериал, а потом продолжу.
— Вернись, тут еще много слайдов осталось, не успеешь!
— Я только одну серию…
— В прошлый раз ты тоже так говорила, а потом до ночи смотрела свои видосы!
Нет, это не разговор сердитой мамы с беспечной дочерью-подростком. Такие споры мы ведем сами с собой, в своей голове. Точнее, их ведут наши внутренние части, как утверждает Ричард Швард, автор теории внутренней семейной системы (Internal Family Systems, IFS)1. Согласно его модели, наша психика – это не единое целое, она состоит из множества существ. «У каждой части есть своя память, свои убеждения, намерения, страхи и надежды, – объясняет психолог Инга Грин. – Одни отвечают за повседневные дела, а другие активизируются на фоне сильной усталости, в критических ситуациях. У каждой части свой возраст, голос, манера речи и любимые словечки – если она вообще пользуется речью, поскольку у нас могут быть и субличности, напоминающие зверей, неодушевленные предметы или потоки света».
Состав «оркестра»
Чем же все эти субличности занимаются? Ричард Шварц делит их функции на три группы:
1. Изгнанники: чаще всего это детские части, которые оказались травмированы в раннем возрасте. Их переживания порой так невыносимы, что остальные части стараются изо всех сил их не беспокоить, чтобы мощные чувства не затопили психику.