Серебряный дом: как девелоперы реагируют на демографические тренды
Об обществе судят по его отношению к старшему поколению. Глобальный тренд в сторону «серебряной экономики» становится заметен и в России, в том числе в девелоперских проектах и инфраструктуре
Вместе с январским номером Forbes вышло приложение Forbes Real Estate — о трендах, главных игроках и интересных кейсах на рынке жилой и коммерческой недвижимости.
Прирост населения старше 60 лет, по прогнозу ООН, составляет около 3,3% в год. Если тенденция сохранится (хотя не исключено, что нынешняя пандемия внесет коррективы), мировая численность населения категории 60+ достигнет 1,4 млрд человек. Россия в тренде. По данным Росстата, на 1 января 2021 года в стране насчитывалось 45,6 млн пенсионеров при общей численности населения 146,2 млн человек. Сегодня практически каждый четвертый житель мегаполиса —представитель «серебряного» поколения: например, в Москве из 12,7 млн официальных жителей — 3 млн людей, достигших пенсионного возраста.
Растущая аудитория
В последние несколько лет термин «серебряная экономика» прочно вошел в обиход. С каждым годом появляется все больше и больше сервисов и проектов, призванных облегчить жизнь пожилых и сделать ее более интересной и содержательной. Еще совсем недавно наше восхищение вызывала французская интернет-платформа, позволяющая пожилым людям, имеющим свободные комнаты в квартирах, сдавать их студентам, или американское мобильное приложение Join Papa, которое помогает найти собеседников среди молодой аудитории. Теперь иностранцы цокают языками, глядя на содержание проекта «Московское долголетие» и его подмосковного продолжения «Активное долголетие», на стартап «Кнопка жизни» — устройство с кнопкой экстренной помощи в «умных» часах с телефонной связью, геолокацией и другими полезными для пожилых людей функциями, на разработку «Кардиооблако» — карманный кардиокомплекс с мобильным приложением...
Но вот в глазах рынка недвижимости большинство пожилых людей — консерваторы. Если миллениалы и представители поколения Z могут переезжать часто и эмоционально спокойно, то старшее поколение более привязано к месту жительства. При этом иногда ареал обитания пенсионеров ограничен не только районом, но еще уже — своим домом. Насколько комфортно они будут ощущать себя в этом узком мире, зависит от застройщиков, которые возводят новые дома не только для сегодняшних, но и для завтрашних «серебряных».
Стоит ли ориентироваться на пенсионеров
В большинстве современных проектов доля покупателей предпенсионного и пенсионного возраста не превышает 20%, отмечает Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). Дмитрий Пичугин, коммерческий директор девелоперской компании 3S Group, оценивает долю покупателей старше 60 лет в проектах компании в 3%. По подсчетам Павла Брызгалова, руководителя направления разработки продукта ГК «А101», у них на эту возрастную категорию приходится около 5%, в том числе и те, кому квартиру купили дети. В высокобюджетных проектах похожая ситуация: в комплексе «Достижение» доля покупателей 60+ составляет 6%, а в элитном проекте «Лаврушинский» — 8%, рассказывает Александр Лагутов, директор департамента разработки продукта компании Sminex.
Но дело не только в том, что доля возрастных покупателей очевидно невелика. Разрабатывая общую концепцию жилого комплекса и его инфраструктуру, застройщики, как правило, ориентируются на широкую целевую аудиторию. «Покупка квартиры — долгосрочная инвестиция, потребности и возможности людей меняются с течением жизни, и нам важно продумать возможные сценарии и учесть их на этапе проектирования. Поэтому мы руководствуемся принципами универсального дизайна городской среды, — поясняет Петр Кирилловский, директор департамента развития продукта ГК ФСК. — А каждое «специальное» проектное решение — это выделение одной группы пользователей на фоне остальных, и нам бы хотелось этого избежать». Впрочем, про инклюзию и адаптивность лидеры рынка все прекрасно понимают.