Сделай сам: победят ли Илона Маска самарские многоразовые ракеты
Когда S7 Space решит все технические и организационные проблемы и приступит к производству своих ракет, придет время решать и экономические вопросы
Российская частная компания S7 Space заявила, что готова заняться производством многоразовых ракет в Самаре. Насколько перспективно такое решение и сможет ли компания в одиночку справиться с международными конкурентами, обладающими серьезной государственной поддержкой?
Технические трудности
В июне 2018 года российская частная космическая компания S7 Space заявила, что готова воскресить советские двигатели НК-33 для создания собственной многоразовой ракеты. Ранее компания приобрела у «Роскосмоса» пусковую платформу морского базирования SeaLaunch («Морской старт») и планировала запускать с нее российско-украинские ракеты «Зенит». Эти носители запускались из акватории Тихого океана с 1999 по 2014 год, но потом политическое обострение между Россией и Украиной поставило крест на проекте. S7 Space рассчитывала получить от российского правительства разрешение на поставку российских компонентов ракеты для восстановления производства «Зенита» на Украине, но оно задерживается на неопределенный срок. Без решения правительства «Роскосмос» не готов продать детали для «Зенита» российской компании S7 Space, зная, что потом они попадут украинской стороне.
Ракета, которую российская госкорпорация предлагала вместо «Зенита», — «Союз-5» с двигателем РД-171 — не устроила частника по экономическим причинам, хотя является, по сути, российским «клоном» прежней заслуженной советской ракеты.
Выходом из тупика для S7 Space стало решение инвестировать до $300 млн в восстановление производства прежней советской гордости — двигателей НК-33, которые создавались еще для советской лунной программы и имеют потенциал многократного использования. Для этого потребуется сотрудничество с самарским ПАО «Кузнецов», который является владельцем интеллектуальной собственности на НК-33, имеет необходимые производственные мощности и запас из нескольких десятков двигателей, произведенных еще в 1970-е. Вероятнее всего потребуется создание отдельного совместного предприятия с выделением ему производственных площадок на территории ПАО «Кузнецов».