Папуасский домострой
Женщины покорно сносят от мужей побои, спят между свиными стойлами и не допускаются к общественной жизни. В папуасском племени Энга слыхом не слыхивали о гендерных проблемах. Здесь главенствует сильный пол. И никто не сомневается в разумности такого мироустройства
Коренные жители Энга
Папуасский народ, населяющий провинцию Энга, самую высокогорную (более 2000 м над уровнем моря) и труднопроходимую область Папуа — Новой Гвинеи. Говорят на энганском языке. Общая численность народа — около 300 000 человек.
Герой Чарлз Яла
Родился в 1969 году в деревушке Пакау в провинции Энга (Папуа — Новая Гвинея). Окончил бакалавриат Университета Папуа — Новой Гвинеи и магистратуру Кентского университета в Великобритании в области экономики. Работает специалистом по земельным вопросам. Женат на соплеменнице из города Вабаг, имеет сына 18 лет и дочь 15 лет.
…Вот мы сидим сейчас у меня дома все вместе — и мужчины, и женщины. А всего лет тридцать назад женщину не пустили бы и на порог мужского дома. Для мужчин и женщин у энга были разные дома, даже для мужей с женами. Муж мог прийти к жене, а наоборот — никогда. Во многих деревнях до сих пор так живут.
Внутри мужские и женские дома устроены похоже: гостиная, спальня, веранда с земляной печью, но в женских домах между гостиной и спальней есть еще свиные стойла. Свиней как минимум пять-шесть. Чем их больше, тем зажиточнее семья. Но свинину мы едим редко. Поросенка закалывают только по серьезному поводу: для свадьбы, похорон, ритуального пира.
Растить поросят — тяжелый труд, бабская работа. Иногда энганки даже кормят поросят грудью, как собственных младенцев. Женщины знают специальные заговоры на откорм, чтобы жирок у свиней нарастал быстрее. Днем животные пасутся на воле, а вечером возвращаются домой, где их ждет вкусный ужин из печеного батата.
С давних времен батат у нас выращивают женщины, и больше половины его урожая идет на прокорм свиньям. А бананами и сахарным тростником занимаются мужчины — женщины с этим не справились бы.
У энга весь труд строго разделяется на мужской и женский. Мужчины отвечают за самую тяжелую физическую работу: разбивку садов, сооружение хижин и изгородей, колку дров. А женщины ведут домашнее хозяйство, копаются в огороде, растят детей и свиней. Общественная, публичная жизнь — только для мужчин.
Конечно, мужчины тоже иногда в домашних делах участвуют. Например, готовят муму в земляной печи. Муму, как у вас барбекю, — мужское дело. А если муж совсем уж все на свою жену перекладывает, ему говорят: «Заленился ты, так нельзя».
Мальчиков и девочек мы с самого начала воспитываем совершенно по-разному. Девочки получают знания в основном дома, от матерей: как за мужьями ухаживать, вести хозяйство, заботиться о свиньях и о младших детях в семье. Мальчиков рано, лет в пять-семь, отделяют от матерей, берут их жить в мужской дом, чтобы они там росли настоящими мужиками…
Поскольку менструация считается опасной для мужчин, девочек сызмальства обучают всем связанным с ней табу и магическим обрядам, чтобы не «загрязнить» мужчину. В эти дни женщины спят между свиными стойлами. И ни в коем случае не готовят мужу никакой еды, иначе тот потеряет свою мужскую силу.