«Разврат не пройдет!»: самые лютые примеры борьбы за нравственность в истории
Думаешь, это только нам посчастливилось жить в прекрасное время борьбы с развратом и пороком? В истории, даже в домизулинскую эпоху, было немало героев борьбы за нравственность.
Римский император Август (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.)
Октавиан Август, прекратив бесконечную череду гражданских войн, упразднив республику и установив империю и стабильность, принялся восстанавливать старое доброе римское благочестие (как он сам себе это представлял, руководствуясь извечным заблуждением «раньше было лучше»).
За нравственность Август боролся, как и подобает правителю, издавая законы и указы. Так, император запретил женщинам смотреть состязания атлетов — и правда, негоже благородным матронам глядеть на бегающих, прыгающих и борющихся голых мужиков.
С особым пылом Август пытался укрепить институт брака и преследовал супружескую неверность. Законом предписывалось, чтобы все мужчины из высших сословий в возрасте до 60 лет и женщины до 50 лет должны были состоять в браке. Бездетные получали лишь половину того, что было указано в завещании, а холостяки и вовсе лишались права по завещанию получить хоть что-нибудь.
Закон о супружеских изменах устанавливал суровые наказания за адюльтер: любовнику — крупный штраф и ссылка, жене — развод по упрощенной схеме. Причем опозоренный муж не просто мог, но и был обязан донести о случившемся в его доме непотребстве. За недоносительство закон предписывал самого супруга привлечь к суду как сводника. Если же отец заставал с любовником дочь, он и вовсе получал право убить обоих без всякого суда.
Результат всех этих законодательных инициатив был предсказуем. Законы привели к увеличению коррупции и многочисленным злоупотреблениям. Римляне старались их обойти, используя лазейки в самих законах. А главное, вся эта государственная забота о семье и браке не привела к увеличению рождаемости, на что так сильно рассчитывал Август (стремительно расширявшейся империи требовалось больше солдат).
Как это часто бывает, ни сам император, ни его семья отнюдь не представляли собой образец добропорядочности, к которой принуждали подданных. Разведясь с только что родившей ему дочь второй женой, Август вступил в брак с третьей, которую беременной отнял у мужа. Третью супругу император очень любил, но, по словам римского историка Светония, «сладострастным утехам он предавался и впоследствии и был, говорят, большим любителем молоденьких девушек, которых ему отовсюду добывала сама жена», а «что он жил с чужими женами, не отрицают даже его друзья».
Зато дочь и внучку Август воспитывал в старых добрых римских традициях. Но, наверное, личный пример императора оказался сильнее. В конце концов «дочку и внучку, запятнанных всеми пороками, ему пришлось сослать». Если внучка развратничала без особого размаха, то о романах дочки знал весь Рим. Рассказывали даже, что она участвовала в ночных оргиях аж на римском Форуме (местная Красная площадь).
Кирилл Александрийский (376—444)
В 412 году епископом Александрии, одного из крупнейших городов Римской империи, стал Кирилл. Опираясь на преданных ему вооруженных монахов, он принялся жестоко преследовать язычников, устраивал еврейские погромы (впрочем, иудеи тоже устраивали христианские погромы), а затем и вовсе изгнал их из города (это, кстати, первый в истории случай изгнания евреев в христианской стране). Постепенно Кирилл стал претендовать не только на духовную, но и на светскую власть. Начались конфликты с префектом (главой города). В итоге сторонники Кирилла избили префекта.