Сбывшиеся фантастические прогнозы писателей
Для писателя-фантаста главное подождать, и тогда все его предсказания более-менее сбудутся
Иногда так случается, что в будущее не верят люди, которые его же и создают. Например, Томас Уотсон, глава IBM, в 1943 году на полном серьезе говорил, что миру с головой хватит пяти компьютеров — предприниматель до мозга костей не мог представить, что кому-то вообще они могут понадобится. Другое дело писатели — творческие личности, которым ничего не стоит вообразить себе мир таким, каким они хотят его видеть: их ведь не прибивает к земле рациональностью, как силой притяжения. Космические корабли бороздят Большой театр, а роботы не просто вкалывают, как пелось в «Приключениях Электроника», а еще и сражаются в «Битвах роботов». Впрочем, сегодня наш рассказ о писателях.
Марк Твен
Марк Твен известен совсем не как фантаст, хотя никто не будет спорить, что что он фантастически хорош. В то же время после публикаций своих самых успешных и узнаваемых произведений Твен сделал пару шагов в сторону — чтобы полюбоваться этой жизнью во всех ее проявлениях, как Том Сойер покрашенным забором, и попробовать себя в другом жанре. В 1898 году, спустя 10 лет после выхода «Приключений Гекльберри Финна», он написал небольшой рассказ «Из «Лондонской Таймс» за 1904 год», в котором удивительно точно набросал эскизы того, чему не могло быть названия под занавес XIX века — Интернета.
«Тут ему пришла мысль, что хорошо бы иметь телеэлектроскоп — может, это хоть немного развлечет его. Желание Клейтона было исполнено. Аппарат достали и подключили к международной телефонной сети. Теперь Клейтон день и ночь звонил во все уголки земного шара, смотрел на тамошнюю жизнь, наблюдал разные диковинные зрелища, разговаривал с людьми, и благодаря этому чудесному изобретению ему стало казаться, что у него выросли крылья, и он может лететь, куда хочет, хотя на самом деле он был в тюрьме за семью замками. Со мной он мало разговаривал, и я никогда не мешал ему, когда он, забыв про все, смотрел в телеэлектроскоп. Я сидел в приемной, читал и курил; ночи проходили спокойно, тихо, и мне это нравилось. То и дело раздавался голос Клейтона: «Дайте мне Иедо», «Дайте Гонконг», «Дайте Мельбурн». А я продолжал курить и читать, пока он странствовал в далеких краях, где в это время светило солнце и люди занимались своими обычными делами».
Твен угадал не только Интернет, но и способ выхода в него — через городскую телефонную линию, то есть, по сути, диалап. Если бы он еще описал специфические утробные звуки, которые у некоторых сегодня вызывают конвульсии ностальгии, вот это было бы нострадамус-комбо!
Станислав Лем
Писатель, сатирик, футуролог и философ Станислав Лем, создавший «Солярис», и сам нет-нет да оборачивался разумным Океаном, подбрасывая тем, кто пытался установить с ним контакт, фантомы будущего. Практически в каждом его произведении можно откопать какое-нибудь устройство, которое сегодня используется в быту на полную катушку. Аудиокниги, электронные читалки, смартфоны, планшеты, интернет — в той или иной форме Лем еще в 1960-х описал все эте гаджеты.
Сегодня, спустя почти 60 лет, даже и не верится, что Лем все это просто выдумал: создается впечатление, что он потерял всякое терпение ждать приближение прекрасного далека и наскоро собрал машину времени — слетал, увидел, написал.
«Все послеобеденное время я провел в книжном магазине. Книг не было. Их не печатали уже без малого полсотни лет. […]Книжный магазин напоминал скорее лабораторию электроники. Книги — кристаллики с запечатленной в них информацией. Читали их с помощью оптона. Оптон напоминал настоящую книгу только с одной-единственной страницей между обложками. От каждого прикосновения на ней появлялась следующая страница текста».