Сельская новь. Как вести бизнес в провинции
Провинция привлекает столичных бизнесменов, но вести бизнес в регионах не так просто: чтобы стать там своим, могут потребоваться десятилетия
В глуши можно открыть весьма заметный бизнес с помощью небольших, по московским меркам, инвестиций. Вариантов, впрочем, немного: придорожный бизнес, сельскохозяйственный или туристический. Многие состоятельные россияне, изъездив весь мир, обнаружили, что и сами живут в одной из красивейших стран с нетронутой природой. Поэтому в самых живописных местах России появляются люксовые отели для отдыха на лоне природы с охотой, рыбалкой и т.д. На Западе такой вид отдыха очень распространен и называется «glamorous camping» (гламурный кемпинг).
Чтобы оказывать люксовые услуги, необходим опытный персонал, но везти администраторов, официантов и горничных из Москвы — не слишком удачная идея. Как правило, на подобные позиции нанимают местных жителей. И тут есть своя специфика, без учета которой бизнес в глуши не построить.
Как общаться с окружением
С чиновниками в провинции проще, чем в Москве, — ведь здесь легче дойти до того, кто решает вопрос, — но с другой стороны и сложнее. Люди в деревне или даже в областном центре с полумиллионным населением человечнее и меньше похожи на роботов, но это компенсируются неспешностью и забывчивостью. Служащие по нескольку раз теряют документы, болеют или уезжают в отпуск. А решить проблему может именно тот, кого много дней нет на месте.
Почти всегда люди искренне хотят помочь. Но случается, что в душе кто-то завидует столичному жителю, потому что в жизни он устроился лучше и «сосет соки из провинции». Такой собеседник говорит (или думает): «Здесь так не делается, как хочет этот москвич!» Ваша проблема не решается. В таких случаях нужно не просто просить, а настаивать: «В Москве делается так! Это прогрессивно! Это правильно!» Деревенские жители прислушиваются к городским, провинциалы — к москвичам, а москвичи, да и россияне в целом — к иностранцам. Комплекс местечковости все еще существует.