Самообъективация: почему нам стоит меньше беспокоиться о внешности
Наша колумнистка Екатерина Попова рассказывает, почему мы верим, что счастья достойны только красивые женщины, и что мы теряем, отказываясь от идеи безусловной любви.
Недавно лента принесла мне два поста. В одном из сообществ во «ВКонтакте» женщина выложила свою фотографию, написав, что ей 43 года, она выглядит на свой возраст и не хочет искусственно молодиться. «Хорошо, что я так не выгляжу», — сразу ответила ей одна из подписчиц паблика. «Не льстите себе, вы выглядите на 50, на 40 потянете, только если сделаете прическу и макияж», — продолжила другая. «Вот так должна выглядеть женщина в 40», — третья комментаторка выложила своё фото, явно намекая, что авторке поста стоило бы похудеть с 48-го размера до приличествующего женщине после сорока 42-го.
Во втором посте в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) специалистка по маркетингу комментировала предложенные ей для рекламы образы женщин, где среди нормальных девушек оказались две сомнительные: одна толстая, вторая — «очень толстая, очень неухоженная». Безусловная любовь, писала авторка поста, — это легитимизация лени, не должно быть нормой быть «любым». В комментариях женщины соглашались: правильно, надо работать над собой, а не валить всё на занятость, гены и ретроградный Меркурий. Бодипозитив лишь для тяжело больных, которые не могут ничего исправить, остальные должны отправиться к диетологу, гастроэнтерологу и тренеру и привести себя в порядок.
Ничто из этого меня не удивило. Женщин среди хейтеров, готовых смаковать недостатки чужой внешности, всегда хватало. Но это не наша вина, а наша беда.
«Объективация» — термин из глоссария феминисток, который в России приживается с трудом. Перевод на русский — «опредмечивание» — громоздкий, но точный: женщин сводят к функции, которую она выполняет. Есть женщина-мать — её задача родить детей, воспитать их достойными членами общества и заодно спасти Россию от заселения мигрантами. Есть женщина-жена, чьё предназначение — обеспечить быт в доме и мир в семье. Но, главное, есть женщина-любовница, которая должна радовать мужчин своим видом на улице и упругим приятным телом в постели.
Женщин-любовниц мы видим повсюду. Джин Килборн, создательница серии фильмов, посвященных изображению девушек в рекламе и влиянию рекламных образов на жизнь и здоровье женщин, рассказывает о слоганах 70-х: «Если ваши волосы не прекрасны, всё остальное вряд ли важно», «Я вряд ли была бы сейчас замужем, если бы не сбросила 20 килограммов», «Ваш парень — ещё одна причина принять мидол» (спазмолитические средство против болезненных менструаций. — Прим. ред.). За прошедшие сорок лет, говорит Джин, всё стало только хуже. Среда, в которой мы находимся, переполнена нездоровыми образами — и меньше их не становится.
Женское тело — неизменная составляющая рекламы в любой стране. Через него продают всё — квартиры, шиномонтаж, туры в экзотически страны. «У нас есть квартиры — большие и маленькие», — сообщает застройщик и сопровождает свой месседж изображением большегрудой блондинки и худенькой брюнетки. «Зачем тебе декольте, если у тебя кривые зубы?» — стоматология выпускает постер с фотографией женщины в блузке с глубоким вырезом и бумажным пакетом на голове. «Отобедай её, как мужчина!» — пишут на рекламной листовке ресторана.