С кем мы сводим счеты в соцсетях?
Иногда мы читаем комментарии к публикациям в социальных сетях и удивляемся накалу страстей и неадекватной реакции собеседников. Почему человек так рассердился или обиделся? Что он увидел такого, чего не вижу я? С кем же мы на самом деле общаемся и спорим в интернете?
Мы часто разговариваем с навигаторами и прочими виртуальными помощниками — всевозможными виджетами и приложениями. И не просто разговариваем, еще и сердимся на них за то, что «они» пропустили поворот, или спорим, если не согласны с предлагаемыми маршрутами или запланированными Siri событиями. А с каким нескрываемым удовольствием и даже злорадством мы задаем поисковый запрос сервису «Окей, гугл». И бывает смешно, если он находит что-то не то, не расслышав нашу просьбу. Что греха таить, нам самим нравится «троллить» кого-то, пусть даже гаджет.
Я виртуальное и Я реальное
Есть два проявления себя в виртуальном пространстве. Я — такой же, как в реальности. Так же шучу, так же спорю, так же обижаюсь и обвиняю обидчиков.
«Когда вы ершистый и колкий в живом общении, никого не удивит ваш разгромный пост или едкий комментарий под чужой публикацией. Но есть другой вариант: когда в социальных сетях, в чатах, на сайтах знакомств мы создаем особый образ. Желательный. Такой, каким бы мы в глубине души хотели стать в реальном мире. И здесь часто реакция других не столь важна — главное выразиться самому. Если ты в жизни чего-то не получаешь, но очень хочешь, то компенсируешь бонусами в соцсетях — поддерживающими лайками и словами. Если ты любишь и в жизни похвалу, то соцсети — просто Клондайк. Особенно для тех, кому не хватает похвалы», — объясняет психолог, психодраматерапевт Наталья Рузляева.
Нередко в таких постах мы видим буквально каждый чих и каждый шаг создателя: что поел, куда зашел, что посмотрел, что надел. Это тоже имеет право на существование. Важно понимать цель подобных публикаций. Созданные образы требуют больших эмоциональных вложений. «Держать лицо» постоянно очень трудно. И нередко именно наша реакция на чужие комментарии пробивает броню созданного аватара. А иногда мы сами, прикрываясь виртуальной маской, изливаем яд, которого в реальности себе не позволяем. Почему?
«Если в семье был запрет на проявление агрессии, она накапливается, и непременно в бесконечном пространстве Сети найдется то место и тот объект, на который выльются накопившиеся гнев, раздражение, ярость. Маска в социальной сети дает огромные возможности сделать это быстро и почти безнаказанно». Известны случаи, когда один и тот человек создавал несколько аккаунтов — «хорошие» и «плохие», чтобы манипулировать объектом с особым удовольствием.
С кем ты сейчас споришь?
В соцсетях часто идет обмен мнениями. «Допустим, я написала пост. Мне пишут: «Ты не права». И я чувствую, что завожусь. Начинаю с пеной у рта доказывать, как я права. Важно отследить — что на самом деле меня так зацепило. Может оказаться, что именно так — «Ты не права!» — говорила мне моя мама. Но с мамой я никогда не могла поспорить. Или спорила, но всегда побеждал опыт. А может быть, мамы уже нет на этом свете, и доказать ей, как она была не права, невозможно. И что мне остается? Забанить! Хотя бы сейчас «я победила», — предполагает Наталья Рузляева.