Пир во время чумы: еда в торговых центрах вчера, сегодня и завтра
За всю жизнь мы тратим на потребление пищи 4 года, при этом на ее приготовление — всего 2,5. Львиная доля этого времени у жителя мегаполиса проходит в ресторанах и кафе. Учитывая меняющуюся динамику потребления и очевидное падение доходов, — на фуд-кортах торговых центров. Несмотря на стабильно высокий интерес потребителей к формату, он не может не эволюционировать. Как мы едим в торговых центрах сегодня и как роль фуд-корта в нашей жизни изменится в будущем?
Общий для всего мира тренд на эмоциональный капитал имеет свои предпосылки в не доказавшем теорию «счастье в материи» поколении Х. В нашей стране эта тенденция еще больше усилена безысходностью и «стеклянным потолком», мешающим достижению успеха при отсутствии работающих социальных лифтов. Небезосновательно просто человек (и потребитель) рассуждает примерно так: попытаюсь начать бизнес — разорюсь, на квартиру — никогда не накопить, ипотечное рабство — 20 лет без радости жизни, что будет завтра — мне неведомо. Да и история, и личный опыт граждан показывают: в нашей стране может быть все что угодно, и только «сейчас» имеет какой-то смыл.
Большинство торговых центров сегодняшнего дня было построено поколением вчерашних ценностей, в линейке которых шопинг был чуть ли не единственной возможностью получить удовольствие. Какое же место в голодном шопинге тогда занимал общепит? Спроектированные в начале нулевых зоны питания в торговых центрах предполагали наличие только фуд-корта. Именно фуд-корт притягивал и вводил в оборот трафик максимально быстро, не отвлекая посетителей от шопинга. Но кризис 2008 года не обошел вниманием даже такой безобидный и вроде бы обязательный элемент торговых центров, как еда. Рост закончился: люди, уже несколько лет и так жившие на кредитных картах, впервые столкнулись с альтер-эго банковских структур. Оказалось, что деньги, взятые в долг, придется отдать из «гробовых» и больше не покрыть за счет традиционного повышения зарплаты.
Жесткая реальность привела всех в рестораны: гости буквально заедали и запивали свои финансовые проблемы. В тот период в Москве не существовало прослойки ресторанов среднего уровня, не было «кофе с собой», не было качественных кафе в достаточном количестве. Пальму первенства, с одной стороны, держали рестораны с высоким ценником, а с другой — те самые фуд-корты. По мере появления более современных торговых проектов, таких как «Афимолл», «Европейский» и «Метрополис», пришла мода на размещение в торговых центрах ресторанов среднего уровня, ориентированных на офисных работников: тогда они были одними из немногих, кто имел богатый туристический бэкграунд, при этом были достаточно притязательны и платежеспособны. Первыми новую аудиторию встретили Il Patio и «Планета Суши», которые вышли из стрит-ретейла в торговые центры, и следом за ними ресторанные концепции с «Белой площади» и разнообразные бургерные стали захватывать городские фуд-корты, начав с «Афимолла».
Хипстер — это звучит гордо
Внешним отражением внутренних глубоких перестроек, произошедших в период между двумя кризисами в российском обществе, стала субкультурная группа. Быть настоящим, жить реальными ценностями, перестать отравлять себя «жвачкой» телевизора и строить «личный рай» в рамках своих возможностей. Не можешь позволить автомобиль — купи велосипед, не можешь позволить ресторан — иди в кафе. Зачем нужен офис, если есть коворкинг, и работа за зарплату, если есть фриланс? Под новые заповеди урбанизма отклик в сердцах потребителей нашли маркеты еды и рынки новой волны. Вкус еды и ее качество вышли на первое место по шкале ценностей, ведь вкусно поесть в хорошей атмосфере стало синонимом успешного и приятного времяпрепровождения в городе. Следуя современным трендам, качество по разумной цене стало мантрой каждого торгового бизнеса.