Денег не будет
Всего 100 лет назад клиенты банков расплачивались наличными и чеками. И только в 1928 году появились первые банковские карты — причём сделаны они были ещё не из пластика, а из металла, но и это по тем временам был невероятный прогресс. А пластиковые карты вышли в свет в середине ХХ столетия — и значит, мы их используем каких-нибудь 60 лет
А банки? Они существовали ещё в глубокой древности, до нашей эры — и всё это время их основным назначением были денежные операции: хранение, переводы, инвестиции, кредиты. Технологии банковского дела не менялись веками, а вот за последние десятилетия процесс их развития и внедрения стремительно нарастает.
С места в карьер
Уже появились банки, в которые нельзя прийти — все операции и общение с сотрудниками происходят онлайн, а новые карты клиентам доставляют на дом курьеры. Всё чаще в магазинах покупатели около кассы достают смартфоны, а наличные во многих странах и вовсе редкость. Не обязательно идти в свой банк, чтобы получить потребительский кредит: все документы можно сфотографировать и прислать по электронной почте или загрузить в мобильном приложении — и в случае положительного решения получить деньги на счёт.
Для взыскательных клиентов, впрочем, по-прежнему остаётся важной возможность оперативно решить все вопросы с личным менеджером, но и здесь технологии ушли далеко вперёд. Общение теперь не ограничивается телефонными звонками и личными встречами. Все современные средства связи, включая мессенджеры, используются, чтобы экономить время. Ведь именно оно и есть самый ценный ресурс.
Если мы мысленно перенесёмся, скажем, в 2001 год, то явственно услышим характерный звук, который издавал модем, пытавшийся подключиться к интернету, и даже предположить не сможем, что пройдёт каких-нибудь полтора десятилетия, и мы будем читать письма и посещать сайты, сидя в автомобиле. И уж тем более невероятным в 2001 году показалось бы предсказание о том, как изменится самая консервативная из всех систем — банковское дело.
Все закрываются
По версии Bloomberg, с 2008 по 2015 год банки во всём мире закрыли 500 тысяч рабочих мест. А в ближайшие десять лет, согласно прогнозу Citigroup, банковская система лишится ещё 1,7 млн сотрудников. Российский Сбербанк только в 2017 году закрыл 700 офисов и сократил 8,8 тыс. работников, банк «Российский капитал» за первое полугодие 2018 года ликвидировал больше половины своих отделений. Юрий Моша, основатель компании «Русская Америка» (США), знакомый с несколькими главами американских банков из топ-20, рассказывает, что в их долгосрочные планы входит закрытие 80% филиалов и перевод 95% операций в онлайн.
Всё это происходит не случайно, и причины понятны: банки стремятся сократить издержки на офисы и персонал — и перенаправить освободившиеся средства на цифровизацию, иначе им грозит массовая потеря клиентов. «В ближайшем будущем все, кто не перейдут к цифровой модели, окажутся неэффективными», — заявляет Алексей Илюхин, старший партнёр ITS Wealth Management, компании по управлению семейными финансами. «IT-решения — это вопрос уже не завтрашнего, но сегодняшнего дня, — продолжает он. — Как российские, так и международные банки понимают, что это не только экономия средств, но ещё и увеличение скорости обработки клиентских запросов, а также исключение ошибок, которые происходят из-за пресловутого «человеческого фактора».
«Цифровизация весьма выгодна для банков, ведь она вовсе не стимулирует снижать кредитные ставки, так что прибыли их растут, — замечает Елена Гвоздецкая, консультант по инвестициям в предметы роскоши. — Однако в целом для любой национальной экономики это явление скорее негативного характера: массовая ликвидация рабочих мест, сокращение налоговых и пенсионных отчислений в госбюджет».
В некоторых странах это понимают и пытаются предотвратить последствия «тихой революции» в финансовом мире. В ряде европейских банков стараются привлечь клиентов к проведению операций в офлайн-режиме, снижая, например, проценты по кредитной ставке. В Société Générale кредит, полученный онлайн, стоит 16,9–17%, а оформленный в офисе банка или через оператора — всего 5,75%. Правда, это также свидетельствует о стремлении покрыть издержки на цифровизацию, которая на первых этапах обходится банкам недёшево.
Прогресс, конечно, остановить не удастся, так что основной массив операций в скором времени будут проводить уже не живые люди, а приложения и программы — они не болеют, не нарушают рабочий распорядок дня и не уходят в декрет. Основания для таких рассуждений даёт, к примеру, опыт Countrywide, который в США продал почти 9 млн ипотечных кредитов онлайн, без привлечения менеджеров, консультантов и кассиров. Что же касается банковских специалистов, то при своих должностях останутся только те, кто сосредоточится на стратегии, тактике и творческой составляющей бизнеса — в этих сферах искусственный интеллект ещё не скоро заменит человека.