Оставайся, мальчик, с нами
Знаток британского образования Александр Никитич — о том, стоит ли русским родителям бояться отдавать детей в английские пансионы.
В марте российские читатели The Times содрогнулись. В главной британской газете вышла статья Keep Russia’s Dirty Money Out of Our Schools. Наших соотечественников, чьи дети учатся в местных школах, в статье называли «коррумпированной элитой» и недвусмысленно намекали: рашнз, гоу хоум.
Следовать этому призыву умным родителям точно не стоит — такие провокации в британской прессе рождаются от досады и зависти. Есть у нас стереотип: Англия — это чайный дом, где за столом сидят лорды с аристократами, а чайником руководит королева. Только вот монархия уже давно предала аристократию ради собственного выживания — еще в XX веке Британия оказалась в цепких руках среднего класса. А жизнь у него сейчас, прямо скажем, несладкая. Из-за высоких налогов хорошее образование и, как следствие, хорошая работа — вещи, к которым средний слой так привык за несколько поколений, — вдруг стали недоступными. Растущие состояния в Британии подменила растущая посредственность, и у англичан случилось наваждение — всплеск политкорректности. На повестке дня — борьба с проявлениями всякой элитарности, уравниловка. То, от чего мы, к счастью, ушли после распада СССР.
А теперь представьте: голос среднего класса, колумнистка The Times, стучит по клавишам в душной квартирке. Она нашла виноватых во всех социальных несчастьях — русских. «Это русские приехали, скупили всю приличную недвижимость в Лондоне и взвинтили цены. Это русские вытесняют нас из наших школ — мало того что платят огромные пожертвования, их дети еще и умные. Что уж говорить о слишком красивых мамах на слишком красивых машинах с шоферами». Еще и повод хороший подвернулся — новый виток подозрения раскрутило дело Скрипалей.
Однако стены классических британских школ пока выдерживают натиск общественного мнения. В классических частных школах работают люди здравомыслящие, практически не подверженные политической истерии. Если кто-то из детей ваших знакомых вдруг вернулся в Москву, скорее всего, дело было вовсе не в напряженной атмосфере русофобии. Возможно, родителям стыдно рассказывать о настоящей причине? Был у нас один десятилетний ученик, которого совершенно справедливо выгнали: после отбоя в спальне он доставал пачку пятидесятифунтовых купюр, рвал их на части, разбрасывал кусочки по комнате и объяснял одноклассникам: «Вы не понимаете, мой отец не миллионер. Он — миллиардер».