Как отдыхают и учатся в главном детском лагере России

Русский репортерМать и дитя

Тренды / Образование

«У нас строем никто не ходит»

Как отдыхают и учатся в главном детском лагере России

В Артеке идет модернизация: восстанавливается инфраструктура, открываются новые корпуса, лучшие вузы разрабатывают и реализуют здесь свои образовательные программы. Новый директор лагеря Алексей Каспржак уделяет внимание именно образовательной стороне отдыха, реализуя нестандартными средствами то, что не удается школе. Корреспондент «РР» приехал в Артек и поговорил с Алексеем Каспржаком о том, как здесь учат детей

Текст : Андрей Константинов

— Когда-то Артек называли визитной карточкой Советского Союза, он был знаменит на весь мир. Планируете вернуть ему этот статус?

— Мне идея визитной карточки не нравится. Я бы скорее сказал, что Артек задает стандарт отношения государства к детям. Ведь эту огромную территорию, по площади и красоте вполне сравнимую с Монако, отдали не под казино, а школьникам. И теперь правительство системно вкладывает деньги в то, чтобы детям здесь было комфортно и интересно, а у нас появилась возможность вместе с детьми выстроить здесь совершенно особую образовательную среду.

— Что это за среда?

— Наш первый принцип: дети болеют от безделья. Так же, как и взрослые, впрочем. Их надо занять, и мы их занимаем — начиная с зарядки после пробуждения ребенок все время включен в деятельность, он занят 24 часа в сутки. При этом он много чего выбирает сам — здесь есть из чего выбирать. Мы создали своеобразный хаб профессиональных траекторий, систему тематических образовательных программ TECHNO, ECO, ART, SPORT, MEDIA, которые дают детям возможность попробовать себя в разных профессиях.

— А второй принцип у вас какой?

— Второй принцип — нам важно, чтобы каждый ребенок попробовал себя в чем-то новом и предъявил результат аудитории. Большой детской аудитории — чем шире, тем лучше.

— Почему это так важно?

— Ребенок должен поверить в свои силы. Стать уверенным в том, что он способен поставить перед собой сложную задачу и решить ее. И что общество в итоге поощрит его за достижения. В обычной жизни взрослые чаще выказывают настороженность по поводу действий, которые нравятся детям. А Артек — это место, в котором дети делают то, что нравится им, и мы их самостоятельный выбор поощряем. Мне кажется, это главное для формирования у ребенка уверенности в себе.

Как попасть в Артек

— Как отправить ребенка к вам?

— Порядка 95% путевок и даже больше — путевки, профинансированные государством, остальные 5% продаются. Дети сюда попадают за достижения в учебе, спорте, искусстве, общественной деятельности. На сегодняшний момент это выглядит так: мы даем квоту субъектам РФ, пропорциональную численности живущих там детей, и они сами производят отбор детей на общих принципах, которые заданы нормативным актом Министерства образования. Хотя мне не нравится слово «отбор» в отношении детей — правильней сказать «поощрение». Это хороший «пряник», который говорит ребенку о том, что от его усилий в этой жизни кое-что зависит. Важно, чтобы этот пряник нельзя было получить благодаря родителям или деньгам — только собственными усилиями.

С 2017 года путевки будут распределяться IT-системой, чтобы значимость заслуг ребенка определялась не субъективно, а по единым для всех критериям. Дети получат возможность загрузить на сайт Артека копии своих грамот и дипломов, потом система суммирует баллы и сформирует рейтинг — пройдут те, кто достигнет проходного балла, как в вуз. Для нас важна доступность путевки, чтобы для детей из отдаленных уголков не было преград для участия в конкурсе.

— А из других стран?

— В основном на коммерческой основе. Но в 2016 году у детей из-за рубежа появилась возможность приехать в Артек за счет средств российского бюджета за достижения в проводимых Россией конкурсах, будь то Международный конкурс чтецов «Живая классика» или Международная олимпиада по русскому языку.

— Для вас важна преемственность со старым советским Артеком?

— Конечно, важна. Мы любим традиции — они здесь не насажены сверху, а рождены внутри Артека и очень поддерживаются самими детьми. Сложно спорить с желанием ребенка подняться на гору Аюдаг и сделать ее чуть выше, добавив на вершину свой камушек и загадав желание — есть у нас такой обычай. В нем много смыслов. Во-первых, это мечта, сопряженная с трудом: попробуйте зайти на Аюдаг и донести туда камень. Во-вторых, это легендарное место: именно там посвящают в артековцы. Традицию судит время, и если она выживает, значит, имеет смысл. В Артеке тихий час по-прежнему называется «абсолют», как 30 или 50 лет назад. Появляются и новые традиции — например, каждый отряд ведет виртуальный дневник своей смены, ежевечерне размещает видео по итогам дня.

Алексей Каспржак и его подопечные

Учеба как отдых

— Почему Артек — образовательный лагерь?

— Большинство людей под словом «образование» понимают только класс, урок, предмет, сидение друг за другом за партой и так далее. Я понимаю шире. Это не только школа, получать образование можно где угодно. Здесь важен не вопрос «где», а вопрос «с кем». У нас тематические программы ведут авиаконструкторы, художники, ученые. Как говорил один мой хороший учитель, «Учительство и ученичество — оно случается». Это такая встреча двух людей, которая может случиться где угодно, запрограммировать ее крайне сложно. Но можно сформировать среду, чтобы возможностей такого взаимодействия было больше. Вопрос в том, как достучаться до мотивации ребенка.

— А как вы стали директором Артека?

— Для меня эта история началась с текста. Ольга Юрьевна Голодец попросила написать, каким я вижу развитие «Артека». Главной идеей этой экспертной записки для меня стала мысль о разобщенности институтов образования. Ведь детские лагеря не координируются со школами в постановке общих целей — то, что дают в лагере, считается лишь факультативным дополнением к обязательному образованию. Мне было всегда очень сложно понять, почему к умениям коммуницировать, работать в команде или индивидуально, реализовывать какой-то проект, не укладывающийся в рамки одного школьного предмета, относятся как к чему-то необязательному, заведомо менее важному, чем знание таблицы умножения или второго закона Ньютона. Хотя сам я по образованию преподаватель физики и вроде бы должен быть на стороне педагогов-предметников. Идея объединить обязательное и дополнительное образование и легла в основу концепции развития лагеря, которую мы сейчас реализуем.

— Может, стоило бы сделать прямо наоборот: умение общаться — основным содержанием образования, а закон Ньютона — факультативным?

— На самом деле с точки зрения стандарта, общих требований к образованию в России все хорошо: они как раз сформулированы как метапредметные, направленные на формирование компетенций. Цели правильные, но как подстроить под них старую образовательную систему со всеми устоявшимися традициями и технологиями? Она воспроизводит совсем другие стандарты, на которые была заточена — на усвоение предметных знаний. Причем, поскольку знания человечества стали прирастать с сумасшедшей скоростью, эта система пытается заставить учеников потратить как можно больше времени на изучение все больших объемов информации. Но ведь сегодня люди конкурируют совсем не объемами сведений, которые они помнят! И источников информации много, учитель перестал быть важнейшим звеном в передаче информации.

Артековцы строем не ходят и по стойке «смирно» не стоят

— Какова же тогда должна быть роль учителя?

— У учителя должна быть роль модератора, организатора среды, в которой знание становится для ребенка ценным для выполнения жизненных задач. Не для школы же мы учимся, а для жизни. Но что требуют от детей на итоговом экзамене, ЕГЭ? Знания школьных предметов. И как мне собственным детям (у меня их пятеро) объяснить, что они должны потратить 11 лет жизни на изучение предметного содержания, которое в огромной части очень быстро устареет?

— Да кто же объясняет, взрослые просто пытаются заставить…

— Взрослые почему-то страстно хотят, чтобы дети прожили такую же жизнь, как они. Но ведь информацией можно не только давить, с ней можно играть. Или ставить перед ребенком интересную ему жизненную задачу и показывать, что инструментом ее достижения является предметное содержание, которое нужно усвоить. Тогда обращение к этой информации будет мотивировано со стороны ребенка.

— Кто-то скажет: детей мучили в школе, им бы отдохнуть, а тут опять образование.

— Учеба и отдых — это мнимое противопоставление. На самом деле хорошо отдыхать — это значит много работать. Как иначе организовать себе насыщенный отдых? Поэтому я и считаю, что правильно организованный отдых должен стать важным элементом системы образования. Ребенок должен отдохнуть от традиционной учебной деятельности, чтобы завтра прийти более мотивированным в школу. Но это совсем не значит, что полноценный отдых для ребенка — лежать на пляже и жариться на солнце. Это наше взрослое представление о том, как бы мы хотели отдохнуть, которое мы почему-то пытаемся передать детям. Нормальному ребенку это не интересно, он просто физически не может сидеть на месте без дела. Ребенок все время должен что-то делать: маленький — ломать, постарше — строить. Какое-то время, они, конечно, проводят свободно, у них есть даже абсолютно тихий час, тот самый «абсолют», и они реально спят, просто потому что устают. Даже большие.

Дисциплина и свобода

— У вас есть хорошие примеры того, каким должно быть образование в идеале? На кого вы ориентируетесь?

— Мой отец был директором инновационной школы, одной из первых гимназий в России. Он занимался примерно тем же, чем я, только в рамках одного здания, внутри школы. Но за пределами общеобразовательного стандарта. Он строил школу для своих детей, хотел, чтобы наша жизнь была наполненной. Я опираюсь на его опыт, на опыт директоров инновационных школ России, с которыми я знаком очень хорошо. Перед каждым из них стоит один и тот же управленческий вопрос: как сделать так, чтобы времени хватило на все? Как упаковать инновации внутрь образовательного стандарта? Время не безгранично, и ребенку надо оставить время побыть ребенком.

— И как же?

— Есть международный опыт, в той же финской системе образования, многократно доказавшей свою эффективность. И она идет по пути отказа от предметов.

— Я слышал, что финны в рейтингах школьного образования стали сейчас уступать странам Юго-Восточной Азии, в образовательных традициях которых жесткая дисциплина и много тяжелой работы. Где правильный баланс между дисциплиной и свободой?

— Каждая система образования эффективна для своих целей. Тут важно, кого мы хотим вырастить. Мне кажется, России нужны самостоятельные, творческие, свободные и активные граждане, поэтому финская модель нам ближе. И потом, это ведь вопрос не только про отношение к ученикам, но и к учителям. Есть две модели: одна, условно говоря, сингапурская, в ней действия учителя очень строго регламентированы. А другая модель — англосаксонская, которая предполагает значительно больше свободы учителя в достижении цели. В ней действия учителя опираются на его высокую квалификацию. Российская система образования традиционно ближе ко второй модели — у нас учителю дается много свободы. Похожим образом, кстати, устроена и наша система здравоохранения — в ней тоже традиционно было мало регламентов и действия врача определялись его квалификацией. Но современная доказательная медицина, медицинская статистика загоняет врача в гораздо более тесные регламентные рамки. И в школе сегодня регламентов устанавливается все больше. Хотя российская система образования достаточно консервативна, чтобы не позволить до конца лишить учителя этой свободы.

Перетягивание каната со звездным вожатым Олегом Газмановым

— У нас ведь есть не только традиции, связанные со свободой. Я впервые в детском лагере, и некоторые вещи мне сразу как новичку бросаются в глаза. Лагерь, в нем отряды, ходят строем, форма, устав, построения, награждения, тренировки — как будто готовят к большой войне. Я не к тому, что действительно готовят, а к тому, что традиция таких лагерей опирается на времена столетней давности, когда как раз готовили.

— Не забудьте, что нам нужно пять раз в день детей покормить, уложить их вовремя спать, в нужное время их поднять с утра — а это все уже занимает половину дня. Когда мы имеем дело с тремя тысячами детей, живущих вместе на компактной территории, то без регламента не обойтись. Иначе невозможно решить организационные вопросы.

А что касается хождения строем, посмотрите внимательней, когда будете идти по лагерю — тут строем никто не ходит. Кучей такой ходят, организованной толпой. В школе педагогических работников в Артеке специально учат, как правильно уйти от заорганизованности. И наши отряды достаточно условны: дети ведь сами выбирают, куда и чем пойдут заниматься. Кто-то участвует в соревнованиях парусных лодок, кто-то лазает на скалодроме, кто-то в этот момент создает модели на 3D-принтере, кто-то снимает фоторепортаж. При достаточно большой организованности жизни у ребят есть масса вариантов для построения собственной образовательной траектории.

У нас везде, где возможно, дети сами организуют свою деятельность, в которой потом и выступают в роли героя этого момента и с презентацией своего результата. Когда мы ставим какую-то учебную задачу, то подсказываем детям множество связанных с ней вещей, но нам очень важно создать внутреннюю уверенность и ощущение, что ребенок справился с ней сам. Человека легко разубедить в том, что он что-то может. Но очень сложно убедить, придать уверенность в собственных силах. Это ключевая вещь, и мы стараемся это делать.

Отпущенная стрела

— Если здесь такая необыкновенная атмосфера, что почувствует ребенок, когда вернется к себе в обычную жизнь и обычную школу?

— Не так все в реальной жизни, как хотелось бы? Но в этом и задача — изменить жизнь. Поэтому мы и хотим, чтобы через Артек прошло как можно больше детей. Через 10 лет в каждой школе появится хотя бы один артековец. Вообще у Артека как у государственного проекта три цели. Первая, самая важная, адресована каждому ребенку, — это его индивидуальное развитие. Вторая адресована системе образования — это развитие образовательных технологий. А третья цель — самая масштабная, она адресована всему обществу. Мне кажется, артековские нормы, воспринятые и реализованные детьми, неплохо было бы перенести и во взрослую жизнь. Здесь мы как бы проектируем образ будущего общества — гостеприимного, терпимого, способного вместить разные культуры. Вот вы сейчас пройдете по территории и увидите: дети здороваются. А если они дома начнут здороваться хотя бы с теми, кто живет с ними в одном подъезде, мир станет немножко лучше.

— В развитии ребенка вы делаете упор на то, чтобы каждый мог проявить себя в интересной ему сфере и через это обрести уверенность?

— Смотрите, только что «домисольки» («Домисолька» — московский детский музыкальный театр. — «РР»), наши давнишние партнеры, за 5–7 дней сделали с ребятами мюзикл. Участвовало 140 детей, из них 120 пели на сцене первый раз в жизни. Это же недопустимо в нашей классической школьной системе! Нужно сначала долго учиться, набирать знания и умения. Мы получаем знаний на сто рублей, а используем на рубль. А мне нужно, чтобы в них родилась «наглость хода», уверенность, эмоциональный интеллект. Для этого они должны знать, что способны, например, сделать мюзикл, что это уже было в их опыте. Я могу взять этот вес, потому что я его уже поднимал. И в результате появляется уверенный в своих силах человек, который занимается любимым делом с отдачей и с верой в успех.

В итоге родители говорят: «Вы мне детей поменяли, они за собой убирают, планы на жизнь какие-то строят, во всем участвуют, у них все время дела. А до этого даже кровать за собой не застилали».

Алексей Каспржак по лагерю передвигается быстро — он нужен всем

— А почему, кстати, они в обычной жизни не застилают кровати, не здороваются?

— Мне кажется, что мы, взрослые, в каких-то главных вещах детям не доверяем. И при этом создаем им сверхкомфортные условия, компенсируя дефицит из собственных детских лет. Мы, с одной стороны, предлагаем им взрослый потребительский способ отдыха, полное «балдыгоняние». А с другой стороны, за ними бегаем, не поручаем ничего делать, очень долго не отпускаем ребенка из дома в самостоятельную жизнь, боимся. Наверное, поэтому.

Жизнь ребенка не должна выстраиваться родителями и их представлениями о мире. Он должен пробовать и выбирать сам. И как раз учебная жизнь — это та область, где можно пробовать и делать ошибки, и за эти ошибки не будет жестоких наказаний, как во взрослой жизни.

Ребенок — стрела отпущенная. Нам бы, взрослым, всем это понять. Если мы это реально поймем, если мы дадим детям свободу, время побыть детьми и окрылиться, мы сильно удивимся тому, что они на самом деле могут сделать.

Фотографии: Андрей Константинов; пресс-служба МДЦ Артек

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не такая, жду трамвая Не такая, жду трамвая

Психолог объясняет, почему классные девчонки иногда страдают от одиночества

Cosmopolitan
Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек Ребенок за штурвалом: страшная катастрофа Airbus A310 авиакомпании «Аэрофлот», которая унесла жизни 75 человек

Эта авивкатастрофа заняла первое место в рейтинге «самых нелепых»

ТехИнсайдер
Их не читали две тысячи лет Их не читали две тысячи лет

ИИ позволил начать чтение свитков, две тысячи лет остававшиеся недоступными

Дилетант
Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают? Мягкий и подключаемый гибрид. В чём разница и как работают?

Что называют обычным гибридом (HEV), а что подключаемым (PHEV)

4x4 Club
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей Я узнал, что у меня есть актерская семья: чем занимаются наследники голливудских семей

Гид по самым известным голливудским семьям

Правила жизни
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли 101 совет от «цифрового пророка» Кевина Келли

«Когда вы правы, вы ничему не учитесь»

Reminder
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Без скальпеля Без скальпеля

Как проходила первая в мире операция по 3D-биопечати на живом человеке

Цифровой океан
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа Как удалить объект с фото онлайн — 3 простых и бесплатных способа

Как удалить ненужный объект с фото онлайн — быстро и бесплатно

CHIP
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров Анатомия заблуждений: почему люди все еще верят в ложь, мистификацию и теории заговоров

Отрывок из книги «Время заблуждений» — почему мы верим в ложные убеждения?

Inc.
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше 10 автомобилей, которые с годами стали выглядеть еще лучше

Автомобили, которые с годами становятся только лучше

Maxim
Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике

Глава из триллера Майка Омера «Странные игры» о тайнах психики

СНОБ
Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать! Зачем люди сидят на диете из мяса и зелени? Интересные факты о питании: стоит узнать!

Как комбинирование мяса с зеленью может помочь регулировать уровень сахара

ТехИнсайдер
Шекспир в окружении Шекспиров Шекспир в окружении Шекспиров

Кто был автором пьес, что традиционно приписываются актеру Уильяму Шекспиру?

Знание – сила
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Маржа на горошинах Маржа на горошинах

Аграрии переводят посевы нерентабельных зерновых на альтернативные культуры

Агроинвестор
Таинственный кот Палласа – манул Таинственный кот Палласа – манул

Если спросить любого, – кто таков Палласов кот, вряд ли кто ответит правильно

Знание – сила
8 мужских ролей, доставшихся актрисам 8 мужских ролей, доставшихся актрисам

Боевики, фантастика и триллеры — мужская вотчина, в которую ворвались женщины

Maxim
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
Орангутан полечил свою рану листьями лианы Орангутан полечил свою рану листьями лианы

Биологи заметили, как орангутан обрабатывает свою рану с помощью растения

N+1
Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров Тру-крайм по-русски: как Леонид Каневский, бессменный ведущий передачи «Следствие вели…», стал культовой фигурой для зумеров

В чем феномен популярности передачи «Следствие вели…»?

Правила жизни
Больше молока от фермы до прилавка Больше молока от фермы до прилавка

Производство сырья и готовой продукции в молочном секторе будет увеличиваться

Агроинвестор
Открыть в приложении