Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Мнение: Новый, европейский, наш

Елена Смородинова,
театральный
обозреватель «РР»

Представьте себе 1998 год. Вы театрал. До первой в России театральной Олимпиады — три года. Из фестивалей только Чеховский. Никаких тебе «Территории», Solo, «Балтийского дома» или куда вы еще привыкли покупать билеты заранее, чтобы увидеть спектакли Някрошюса или Уилсона. И вот в этом 1998 году (что, в принципе, само по себе удивительно) появляется фестиваль NET, который придумали театральные критики Марина Давыдова и Роман Должанский. Появляется как независимый театральный проект, поставляющий в Москву самый актуальный театр из-за границы и не только. Среди мечтателей и романтиков от театра до сих пор можно услышать с трепетным придыханием, как на старте проекта Давыдова и Должанский не только ездили за границу на поиск программы для фестиваля на собственные деньги, но и вкладывались в «доставку» некоторых спектаклей. Это, конечно, вдохновляет, потому что кого только не привез NET за двадцать лет — и Питера Брука, и Алвиса Херманиса, и Томаса Остермайера, и Кэти Митчелл, и Яна Фабра... Можно назвать громкое и важное имя в театральном мире — и если этот режиссер был в России, то очень вероятно, что благодаря Новому европейскому театру (именно так расшифровывается NET). А еще именно NET привез в 1998 году в Москву «Как я съел собаку» из кемеровского театра «Ложа» и, собственно, открыл Москве Евгения Гришковца. Были в программе фестиваля «Кислород» и «Бытие № 2» Виктора Рыжакова по текстам Ивана Вырыпаева, «Пластилин» и «Терроризм» Кирилла Серебренникова. Так что NET — это еще и новый российский театр, который он же сам и воспитал.

В этом году NET впервые проходит сразу в двух городах — в Москве и Санкт-Петербурге, в рамках Международной театральной Олимпиады. Примечательно, что стартует фестиваль двумя спектаклями, которые в каком-то смысле являются двумя полюсами европейского театра: мэтр современной режиссуры Питер Брук привозит в Россию спектакль Why? о творчестве и судьбе Всеволода Мейерхольда, а известный болгарский артист, хореограф и провокатор Иво Димчев, акции которого проходят в Париже, Нью-Йорке, Вене и Сеуле, — интерактивный перформанс «Селфи-концерт». Новый театр — он такой, разный, но всегда про сегодня — и про нас с вами.

Новый Европейский Театр

Москва и Санкт-Петербург 13/11–16/12

Репетиция. История(и) театра (I)

Режиссер Мило Рау
Санкт-Петербург, Александринский театр 22/11, 23/11

Первый спектакль режиссера Мило Рау из цикла по исследованию истории театра. В основе постановки документальная история о жестоком убийстве молодого человека, которое произошло в одном из городов Бельгии. Режиссера интересует не только сам факт убийства, но и способность театра говорить о жестокости мира. Шесть актеров, профессионалы и любители, исследуют одновременно и криминальный случай, и свои собственные возможности.

Игрушки

Signa
Санкт-Петербург, Музей cтрит-арта 27/11–30/11, 01/12–14/12

SIGNA из Копенгагена известны как мастера иммерсивного театра — того самого, где зритель становится соавтором и соучастником приключения, которое ему предлагают создатели. Даже команда фестиваля не знает до сих пор наверняка, что готовят датчане. А те, кто был на других работах авторства компании SIGNA, говорят, что это похоже немного на «Дау», только в театре, — зритель оказывается в созданных в трехмерном пространстве параллельных мирах, которые воспринимаются как подлинная реальность. Играть «Игрушки» будут в Музее стритарта на территории действующего завода слоистых пластиков, а со дня премьеры до финального показа драматургия спектакля будет меняться и обогащаться личным опытом перформеров.

Zauberland

Режиссер Кэти Митчелл
Санкт-Петербург, Театр им. Комиссаржевской — 12/12
Москва, Театральный центр на Страстном — 15/12, 16/12

Англичанка Кэти Митчелл — одна из главных героев мирового театрального процесса. Сегодня Кэти называет свой театр женским, считая, что тем самым помогает феминизму. В спектакле Zauberland — проблемы современного западного общества, проявляемые на фоне романтического цикла Шумана и Гейне «Любовь поэта» и специально написанных для спектакля композиций. А в главной роли американская оперная певица, лауреат «Грэмми» Джулия Баллок.

Всемирная история

Режиссер Давид Эспиноса
Санкт-Петербург, Александринский театр — 30/11, 01/12
Москва, Электротеатр Станиславский — 03/12

Театр Давида Эспиносы помещается в чемодане — тут можно пошутить, что, возможно, именно поэтому испанец дважды приезжал на фестиваль NET. Спектакли Эспиносы — это один исполнитель (сам режиссер), один стол и множество фигурок, которые переставляет режиссер. На столе у Эспи-носы разыгрывается то голливудский блокбастер, то все пьесы Шекс пира разом. А в этот раз режиссер и вовсе обещает за час и десять минут рассказать всю историю человечества.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

7 вопросов Лиде Мониаве, директору фонда «Дом с маяком» 7 вопросов Лиде Мониаве, директору фонда «Дом с маяком»

О том, как власти вспомнили о больных детях и забыли о больных взрослых

Русский репортер
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
MAXIM рецензирует бразильскую антиутопию «Божественная любовь» MAXIM рецензирует бразильскую антиутопию «Божественная любовь»

В прокат выходит изобретательно снятая постхристианская фантастика

Maxim
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Наш Май Наш Май

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме

Наука и жизнь
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

После Второй мировой фантастика приобрела авторов, кардинально обновивших жанр

Наука и жизнь
Зеленые защитники Зеленые защитники

Cамые благоприятные комнатные растения по знаку зодиака

Лиза
Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные Как наше имя влияет на нашу внешность: научные данные

Могут ли наши имена влиять на наш внешний вид? Вероятно, да

ТехИнсайдер
Старшенбаум Старшенбаум

Архетипичная дрим-герл Ирина Старшенбаум вошла в свою фам фаталь и секси-эру

Собака.ru
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Александр Невский и его время Александр Невский и его время

Александр Невский правил в тяжелое для нашего отечества время

Знание – сила
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
«Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова «Мы жили в кино»: Эйдельштейн и другие актеры о фильмах Романа Михайлова

О съемках, о методе Михайлова и о том, как актеров трансформировал этот опыт

РБК
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
Спаржа Спаржа

Спаржа: простой способ добавить больше пользы в рацион

Здоровье
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении