Почему дедовщина в армии закончилась, а издевательства — нет

Русский репортерОбщество

Паренек и восемь убитых

Почему дедовщина в армии закончилась, а издевательства — нет

Дарья Данилова

Вечером 25 октября в Забайкальском крае солдат-срочник Рамиль Шамсутдинов расстрелял десять сослуживцев — двоих офицеров и восьмерых солдат. Выжили только двое. Комиссия Минобороны выяснила, что у стрелка был конфликт с одним из убитых офицеров. «РР» узнал, почему в российской армии, которая, казалось бы, избавилась от дедовщины, снова произошла трагедия.

— Рамиль очень добрый, отзывчивый, искренний человек. Всегда придет на помощь, — вспоминает бывшая одноклассница Шамсутдинова (она попросила не называть ее имени). — Он неконфликтный. Сколько я его знаю, ни разу не видела его агрессивным или вспыльчивым. Он очень любил спорт, занимался в кадетском классе. Мы с мужем вообще сначала не поверили — думали, нас разыгрывают. Потому что знаем: вывести Рамиля из себя практически невозможно. И до сих пор я не верю в то, что самый добрый человек мог такое сделать! Видимо, они его просто довели, раз он на это решился.

Примерно так же о Шамсутдинове говорит его отец Салим в интервью Mash: «Он у меня справедливый. Он, наверное, просто не выдержал в один момент».

Удивительно, что несмотря на восемь жертв, 20-летнего Рамиля Шамсутдинова защищают не только близкие, но и незнакомые люди. Пользователи в соцсетях жалеют солдата, считая, что его довели «деды». Сразу несколько экспертов — военные психологи и юристы — в разговоре со мной по-отечески называют обвиняемого «пареньком». Когда сдавался номер, петицию за освобождение Шамсутдинова на портале Change.org подписало около 20 тысяч человек. Они требуют «отправить парня на реабилитацию и вынести оправдательный приговор» — удивительное требование для случая массового убийства.

Воинская часть 54160, в которой служил Шамсутдинов, находится в ЗАТО Горный. Закрытый военный гарнизон посреди тайги. До райцентра 52 километра, до Читы — 85. Отец Рамиля рассказывал, что после распределения в эту часть сын почти перестал ему звонить, а когда звонил — просил перевести деньги на чужую карточку. Скорее всего, удаленность части от цивилизации и невозможность пожаловаться отцу только усугубили ситуацию.

— Если часть находится в Москве — вылез за пределы части, добежал до военной прокуратуры и подал жалобу, — говорит Владимир Тригнин. — Когда существует реальная возможность пожаловаться, это уменьшает число конфликтов, дедовщины, неуставных отношений. А если часть находится далеко от города, это может быть провоцирующим фактором: куда ты побежишь?

Уже после трагедии в Горном Комитет солдатских матерей Забайкалья выяснил, что офицеры и солдаты били Шамсутдинова, опускали головой в унитаз. Командир и замполит части знали об этом, но ничего не сделали. Часть вообще была на хорошем счету у правозащитников: никаких жалоб от других призывников и их родителей не поступало. Но даже если удастся доказать, что солдат стал жертвой конфликта, рассчитывать на мягкий приговор не стоит, считает председатель Военной коллегии адвокатов Москвы Владимир Тригнин: никакая причина не может снять с человека ответственность за убийства.

— Пожалуй, единственный вариант облегчить участь Шамсутдинова, — это если его признают невменяемым. То есть он не отдавал отчет своим действиям, когда совершал преступление. Ну и вообще, как человек в здравом уме мог такое совершить?

Посередине — срочник Рамиль Шамсутдинов, справа — его отец Салим

Дедовщина по-новому

После военной реформы 2008 года, когда срок службы призывника сократился с двух лет до года, застарелая проблема российской армии заметно отступила. Эксперты подтверждают, что разделение на «духов» и «дедов» стало довольно условным: разница между тем, кто только дал присягу, и тем, кто считает последние дни до дембеля, теперь совсем небольшая. Насилие и травля сохранились, хотя вымогательств стало больше, чем прямых проявлений жестокости, как считает заместитель председателя Комитета солдатских матерей Андрей Курочкин:

— Участились случаи вымогательств — это почти в порядке вещей. Все построено на деньгах. Получить увольнительный — заплати, получить положенный тебе сухпаек — заплати, форму украли — выкупи за полцены. Это особенность времени. Что, в институтах у нас не так? В медучреждениях — не так? Другое дело, что на гражданке такую проблему всегда можно решить, обратившись в прокуратуру, в суд. А военнослужащий — в части, за колючей проволокой — полностью ограничен в правах.

Солдаты, которые могут попросить родителей прислать денег, откупаются. Остальные вынуждены расплачиваться трудом: драить полы и унитазы или бесконечно ходить в караул. Несогласных ждут проблемы. Как говорит Андрей Курочкин, обычно командование частей знает о поборах и об издевательствах, но предпочитает закрывать на это глаза — никому не нужно особое внимание правозащитников.

— У бойца, который пострадал или был избит, отбирают телефон, ему не дают связаться с близкими и прокуратурой, — рассказывает Курочкин. — Мы много лет обсуждали это с Министерством обороны и с военной прокуратурой. Телефоны в части использовать не запрещено, но регламент определяется внутри каждой части. Где-то каждый день телефон выдают, где-то раз в неделю. Если боец проблемный, проще ему телефон не давать. И командование само чинит произвол. Вот это и есть форменная катастрофа.

Выявлять призывников, у которых в части возникли проблемы, могли бы психологи, но им зачастую не хватает понимания армейской жизни, объясняет военный психолог Алексей Захаров:

— Был период, когда военную психологию вывели за рамки вооруженных сил. И теперь в большинстве частей должности психологов становятся гражданскими. Их замещают психологи, набранные в школе, которые к военному делу никакого отношения не имеют. Естественно встроиться в систему военных отношений такие специалисты не могут — для этого им важно иметь личный боевой опыт, участвовать в военных действиях.

По статистике Комитета солдатских матерей, ежегодно в силовых ведомствах погибает более двух тысяч человек — почти шесть человек в день. Конечно, убийств по статистике не так много: чаще это несчастные случаи во время несения службы, болезни и самоубийства — еще один способ спастись от издевок.

— Боец чаще не берет автомат, чтобы расправиться с обидчиком, а кончает жизнь самоубийством, — говорит Андрей Курочкин. — Это очень распространенное явление, но об этом все молчат. Легче говорить по телевидению, что у нас нет дедовщины и все хорошо, чем навести порядок.

Избиения и поборы, закрывшее глаза начальство, затерянная в тайге часть — может быть, Рамиля Шамсутдинова обложили со всех сторон? А может, он просто не знал, что можно обратиться к правозащитникам? И если бы обратился, не исключено, что восемь его жертв можно было бы спасти.

— Всегда можно перевестись, добиться возбуждения уголовного дела и прикомандироваться к другой части, подальше от обидчиков, — рассказывает Андрей Курочкин. — Или пройти военную комиссию и перевестись по состоянию здоровья, или вообще комиссоваться — в зависимости от травм и увечий. Вариантов много. Терпеть нельзя.

К сожалению, ничего этого с Рамилем Шамсутдиновым не случилось. А случились — автомат с двумя магазинами и десять расстрелянных сослуживцев. Погибших уже похоронили. Шамсутдинов в СИЗО, в ожидании военного суда. Ему грозит суровое наказание, вплоть до пожизненного срока.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Подарок матери осужденного Подарок матери осужденного

Почему российские суды почти никого не оправдывают

Русский репортер
Спортсменка года: Алина Загитова Спортсменка года: Алина Загитова

Алина Загитова — лучшая российская фигуристка-одиночница

Glamour
Роковая ошибка Сталина Роковая ошибка Сталина

Стратегия советского диктатора помогла Гитлеру прийти к власти

Дилетант
Может, пора сворачивать? Может, пора сворачивать?

Президент Cognitive Technologies говорит о перспективах беспилотного вождения

4x4 Club
Генномодифицированные россияне Генномодифицированные россияне

Может ли генетическая инженерия изменить общество

Русский репортер
$150 млн вместо человека. Как футбольная академия «Краснодара» будет жить без Сергея Галицкого $150 млн вместо человека. Как футбольная академия «Краснодара» будет жить без Сергея Галицкого

Сработает ли новая модель финансирования в российском спорте?

Forbes
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Зачем Instagram убирает лайки Зачем Instagram убирает лайки

Вслед за вкладкой «Подписки» в Instagram могут исчезнуть и лайки

Esquire
Мне нужны дети, а не квартира Мне нужны дети, а не квартира

Как формализм опеки порождает нечеловеческие страдания

Русский репортер
Ева Грин: горячие фотографии и много интересных фактов о француженке Ева Грин: горячие фотографии и много интересных фактов о француженке

Роковая красотка, от которой сложно оторвать взгляд.

Playboy
Света в темном царстве Света в темном царстве

Актриса Светлана Ходченкова — о том, что любить надо себя

Tatler
Пухлые губы без филлеров: что такое булхорн и кто из звезд уже сделал операцию Пухлые губы без филлеров: что такое булхорн и кто из звезд уже сделал операцию

Булхорн — методика хирургической хейлопластики, которая выполняется на губах

Cosmopolitan
Кто больше ходит пешком, у того выше шанс стать богаче? Кто больше ходит пешком, у того выше шанс стать богаче?

Считается, что у хождения пешком много преимуществ

Psychologies
Эрогенные зоны женщины: где искать и как стимулировать Эрогенные зоны женщины: где искать и как стимулировать

У женщин есть много эрогенных зон, и ты обязательно найдешь их все

Playboy
Сломать меч, восстать из гроба: 10 киноклише, невозможные в реальности Сломать меч, восстать из гроба: 10 киноклише, невозможные в реальности

Сюжетные ходы, которые невозможно повторить в реальности

РБК
Хороший пример: чему России можно поучиться у стран СНГ в вопросах гендерной политики Хороший пример: чему России можно поучиться у стран СНГ в вопросах гендерной политики

Нам есть чему поучиться у стран-соседей

Forbes
45 шагов к Новому году 45 шагов к Новому году

Если все спланировать, к Новому году можно стать спокойнее и счастливее

Домашний Очаг
Что такое фишинг и чем он опасен Что такое фишинг и чем он опасен

Почему не стоит доверять письмам из рассылок

СНОБ
ГИБДД начала охоту на тонировку: сажают на 5 суток ГИБДД начала охоту на тонировку: сажают на 5 суток

С начала года за слишком глухую тонировку наказали 164 280 автомобилистов

РБК
«Мона Лиза» в гостиной: как выпускник МГИМО продает современное искусство с помощью новых технологий «Мона Лиза» в гостиной: как выпускник МГИМО продает современное искусство с помощью новых технологий

Приложение дополненной реальности позволяет примерить произведение искусства

Forbes
Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило

Как работал прокат автомобилей в стране, где развивался коммунизм?

РБК
Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой» Выброшенные 100 млрд: что не так с технологией цифрового ТВ, которую Эрнст назвал «трагической ошибкой»

Константин Эрнст назвал введение мультиплексов «трагической ошибкой для России»

Forbes
Советы да любовь Советы да любовь

Как разведчик сделал головокружительную карьеру и пожертвовал ей ради женщины

Esquire
Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства Прощание с «грязными деньгами»: кого лишат кипрского гражданства

Кипр начал процедуру лишения гражданства иностранцев

Forbes
Сколько на самом деле лет вашей собаке? Сколько на самом деле лет вашей собаке?

Сколько лет собаке в переводе на человеческий возраст

СНОБ
Невероятная история любви Джейн Биркин и Сержа Генсбура: одно безумие на двоих Невероятная история любви Джейн Биркин и Сержа Генсбура: одно безумие на двоих

Роман Джейн Биркин и Сержа Генсбура многие считают эталоном отношений

Cosmopolitan
Нежная игра: как женщины отвоевывают себе место в бейсболе Нежная игра: как женщины отвоевывают себе место в бейсболе

Первый женский чемпионат мира по бейсболу прошел только в 2004 году

Forbes
Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка

Российские телеканалы рано или поздно будут вынуждены менять свои бизнес-модели

Forbes
«Слово «нет» для меня ничего не значит. Оно значит «не прямо сейчас». Правила жизни модели с витилиго «Слово «нет» для меня ничего не значит. Оно значит «не прямо сейчас». Правила жизни модели с витилиго

Винни Харлоу — первая модель с нарушением пигментации кожи — витилиго

Forbes
Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею Царь Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею

Картина Александра Литовченко изображает богатство русского царя Ивана Грозного

Дилетант
Открыть в приложении