Обзор новых постановок. Рекомендации и оценки

Русский репортерКультура

Театр

Мнение: Индивидуальный новый МИР

Елена
Смородинова,
театральный
обозреватель «РР»

«Работа на пределе не есть работа на предельном перенапряжении», «Не спеши», «Чтобы играть — с мозгами надо расстаться, надо играть инстинктом, подсознанием», — мой айфон, «Фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» и блокноты последние три года напоминают важное, брошенное по делу и между делом, записанное — чтобы не забыть. Эти фразы по разным поводам говорил Борис Юхананов, художественный руководитель Электротеатра Станиславский и создатель Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР). Мастерская появилась в конце восьмидесятых и похожа на утопию: тут учат быть универсальным профессионалом, «обнаруживать в себе адекватности», как говорит Юхананов.

В 2015 году моя коллега написала текст про Бориса Юхананова. Текст назывался: «Все мы в каком-то смысле иллюзионисты». Название чужого текста стало пророческим: в 2016 году я неожиданно для себя стала участницей пятого МИРа. И подумала — когда-нибудь я должна про Мастерскую написать!

Когда-нибудь еще не наступило. При вопросе, когда я закончу учиться, я теряюсь. Хотя у МИРа есть все формальные признаки образовательной институции, есть режиссерские сессии и соответствующий диплом дают, публично говорить и уж тем более писать о пребывании на территории Мастерской непросто. И не потому, что это какой-то большой секрет — а потому, что степень трансформации, которую ты переживаешь во время пребывания в МИРе, так велика, что требуется определенная дистанция для рефлексии.

В этом сентябре в рефлексию предложат включиться зрителю: на Малой сцене будут идти «Опыты неадаптивного театра» — эскизы выпускников МИРа. «Коллекция авторских работ режиссеров-выпускников Мастерской индивидуальной режиссуры, которые, проходя процесс становления, создают свой театральный космос», — говорит Борис Юрьевич. В космосе вместе с моими сокурсниками окажутся Расин и Сара Кейн, Мисима и Цветаева, Паланик и Макдонах... И хочется элегично вспомнить фоменковское: «В театре было все — вас не было», — да репетировать пора.

Опыты неадаптивного театра

Москва, Электротеатр Станиславский

10/09-06/10

Утополис

Режиссеры — компания Rimini Protokoll

Санкт-Петербург

07/09, 08/09, 14/09, 15/09

В основе «Утополис Петербург» труд Томаса Мора «Утопия». Ожидается, что в работе главных нетеатральных театралов, берлинской компании Rimini Protokoll, исследующей действительность средствами театра и не только, примут участие 300 зрителей и более 60 городских локаций. А участники сайт-специфик спектакля будут собираться в сообщества и воспроизводить процессы строительства демократии. Авторы хотят выяснить, может ли группа разобщенных людей создать утопическое государство и насколько такая система способна разрастись до того, как «развалится». Спектакль-копродукцию Rimini Protokoll и Манчестерского фестиваля в Петербург привезла Международная театральная олимпиада.

Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз

Режиссер Талгат Баталов

Москва, Центр им. Мейерхольда

05/09, 06/09, 22/10

Михаил Дурненков написал пьесу на основе интервью с советскими хиппи; среди его героев был, например, известный театральный куратор Олег Лоевский. А команда спектакля активно читала книги историка и антрополога Владимира Видеманна о жизни советских неформалов. Судьбы этих людей сложились по-разному: кто-то теперь работает в «Яндексе», кто-то — в администрации президента, кто-то умер от алкоголизма или передозировки. Сколько правды в том, что эстонские хиппи разваливали советский строй? Талгат Баталов выясняет с актерами, костяк которых — «Июльансамбль» — выпускники мастерской худрука ЦИМа Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ.

Палачи

Режиссер Кирилл Серебренников

Москва, Гоголь-центр

12/09-15/09

«Палачей» написал Мартин Макдонах, одна из главных суперзвезд современной драматургии. И даже если вы далеки от театра, то наверняка видели фильмы по сценариям ирландца — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Залечь на дно в Брюгге» и «Семь психопатов». Действие спектакля Серебренникова происходит в подмосковном кабаке в нулевые. Неожиданное напоминание от авторов: смертную казнь в России отменили только в 1996 году. И бывший палач, оставшись без работы, открывает паб на окраине города, ссорится-мирится с женой и дочерью-подростком, грубит клиентам и пытается встроиться в новый для себя мир.

Дядя Ваня

Режиссер Стефан Брауншвейг

Москва, Театр Наций

15/09-17/09

Художественный руководитель парижского театра «Одеон» говорит, что его называют смелым человеком — а все потому, что он едет в Москву со своим Чеховым. Еще режиссер добавляет, что шел к работе над этой пьесой три десятка лет. Во Франции Брауншвейг уже ставил «Чайку», «Трех сестер» и «Вишневый сад». Ну и немного подробностей кастинга: Войницкий — Евгений Миронов, Елена Андреевна — Юлия Пересильд или Елизавета Боярская, Серебряков — Виктор Вержбицкий, Астров — Анатолий Белый. Кажется, билетами придется запасаться сильно заранее.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город дороже золота Город дороже золота

История о том, как построить город заново

Русский репортер
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор Как мужчины разрушают нашу самооценку: что делать и как дать отпор

Как неосторожные слова и поступки мужчин могут подрывать нашу самооценку

VOICE
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
У эволюции нет конкретной цели, но есть результат У эволюции нет конкретной цели, но есть результат

Как происходит видообразование, с чего начинается и через какие этапы проходит

Наука и жизнь
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Все в театр Все в театр

В Москве стартовал «Театральный бульвар», и он станет самым продолжительным

Ведомости
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Поговорим о космологии Поговорим о космологии

Пять работ, посвященных космологии, с комментариями специалиста

Знание – сила
Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами Потепление не смогло заменить диатомовые водоросли динофлагеллятами

Почему динофлагелляты они не стали преобладать над диатомовыми водорослями

N+1
Открыть в приложении