Растерянная Россия
Первые результаты исследования идеальной России
В какой стране хотят жить наши сограждане? Никто не знает. Экспертную растерянность зафиксировал недавно и Владислав Сурков: «Глубинный народ всегда себе на уме, недосягаемый для социологических опросов, агитации, угроз и других способов прямого изучения и воздействия». «РР» начинает цикл публикаций об образах будущего России. Мы дадим слово жителям разных регионов России, которые приняли участие в инициативном проекте «Идеальная Россия? Представь!»
Само словосочетание «идеальная Россия» разделило потенциальных респондентов на три лагеря. Первые в ответ на предложение помечтать о будущем нашей страны ехидно улыбались или откровенно начинали смеяться, презрительно замечая, что никакого идеального будущего у этой страны быть не может. Другие, наоборот, видели сплошной позитив в жизни России через семь лет. Третья же группа респондентов критично оценивала перспективы, но с удовольствием мечтала об идеале и предлагала конкретные шаги по его достижению.
Были и те, кто брал время на размышление, а потом вежливо отказывался — сказать оказалось особо нечего. «Важно не то, что нам отказывали в ответах, а то, как это происходило. Человек соглашался ответить, но просил время подумать, через несколько дней просил еще времени на размышление, а в итоге через неделю вежливо отказывался отвечать», — рассказывает научный руководитель проекта «Идеальная Россия? Представь!», социолог Игорь Задорин. Это стало самым большим откровением для участников исследования: очень многие россияне перестали мечтать, планировать свое личное будущее, так как «от нас ничего не зависит».
Прямая речь жителей регионов России особенно интересна в контексте результатов опроса Gallup, который показал, что 44 процента молодежи хотят эмигрировать, и исследования ЦИРКОНа, которое зафиксировало, что каждый четвертый россиянин смотрит в будущее со страхом и опасением.
«Я возле помойки сижу на рваном кресле с баяном», — так образно описывает свое личное будущее в 2025 году пятнадцатилетний Илья Федосеев из поселка Лососина Хабаровского края.
Подобные негативные высказывания составляют около 20 процентов всех нарративов. Половина же высказываний (49,3 процента) позитивно окрашена.
Однако, по мнению Сергея Давыдова, заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, «социальный оптимизм респондентов следует признать поверхностным, скрывающим общую неопределенность, а также страхи и тревоги».
Журналист газеты «Стерлитамакский рабочий» Екатерина Яковлева еще более категорично подводит итоги проекта: «Терпение народа не безгранично. Мы фактически находимся на пороге очередной революции, которая пока не происходит из-за психологической подавленности людей: имея минимальное имущество и кредиты, люди пока предпочитают забыться спиртным и игровыми зависимостями, а не отправиться на баррикады. Дальнейшая деградация населения погубит страну».
Бесправию, нищете, апатии и несправедливости респонденты противопоставляют достоинство. Как отмечает социолог Екатерина Сирина, «прилагательное «достойный/-ая» присутствует в числе наиболее часто встречающихся дескрипторов при описании как личного, так и коллективного будущего. «Достоинство», судя по всему, то, чего больше всего не хватает россиянам. Необходимость достойной (а не большой) пенсии и заработной платы, позволяющей увидеть свое личное будущее во всей его полноте.
«Я вижу свое будущее! И это будущее зависит только от меня», — пишет анонимный респондент 25 лет из Самары. Такая позиция очень редко встречалась в ответах. Чаще наши сограждане затрудняются с личным планированием. Пятидесятилетний Ахмат Байсиев из Нальчика выразил очень распространенное мнение: «Все настолько нестабильно, что говорить о каком-то предсказуемом личном будущем сложно не только в 2025 году, но даже на ближайший год».
Анализируя полученные ответы, а также отказы отвечать на вопросы анкеты, глава ЦИРКОНа Игорь Задорин сравнил россиян с «ежиком в тумане».
Власть же и эксперты, не имея точной социологической картины представлений о будущем наших сограждан, предлагают футуристические образы, никак с действительностью не связанные, либо принимают очередные стратегии и национальные проекты, в которые не верят, как показал нашумевший деловой завтрак Сбербанка на ПМЭФ, даже сами исполнители.
Сложившуюся ситуацию точно описывает 28-летний житель Ульяновска Василий Журавский: «Разные члены общества живут в разных же мирах. У чиновников один мир, у каких-то специалистов другой, у простых людей — третий. И, возможно, если мы научимся сближаться, то и реальность наша станет более адекватной».
Многие пугались говорить о будущем
Впечатления журналистов — участников проекта
Марзият Байсиева, редактор отдела газеты «Горянка» (Нальчик, Кабардино-Балкарская республика)
«Многие пугались. Я для себя открыла, что одним из чувств, определяющих бытие россиян, является страх. Боятся говорить. Не ожидала, что у нас так мало счастливых людей. Уровень тревожности слишком высокий».
Екатерина Яковлева, журналист газеты «Стерлитамакский рабочий» (Стерлитамак, Республика Башкортостан)
«Я заново открыла для себя счастье моей профессии: вокруг меня столько неравнодушных людей, которые любят свою Родину, вопреки откровенно хамскому отношению государства к своим гражданам».
Людмила Андриенко, главный редактор журнала «Югорское детство» (Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ)
«1. Говорили: “Ладно, хорошо” и пропадали навсегда — самая частая реакция. 2. Говорили: “Не знаю, что написать — я живу одним днем, откуда мне знать, что будет завтра” — второй по распространенности ответ. 3. Соглашались, отвечали, были рады».
Инесса Панченко, ведущая программ ГТРК «Самара» (Самара, Самарская область)
«Меня удивили ответы ребят из детского дома. Даже не предполагала, что их так волнует судьба родного города. Кстати, и родного-то поневоле. Я уж никак не могла предположить, что дети станут говорить об экологии, о том, что будущее зависит от сегодняшних вредных привычек молодежи».
Ирина Белова, специальный корреспондент газеты «Речь» (Череповец, Вологодская область)
«Я, как и мои собеседники, мало думаю о будущем. Удобнее (и, наверное, полезнее) философия: когда что-то случится, тогда и будем решать проблему, а жить надо в настоящем. Иначе много ненужных тревог. Можно, конечно, вести свою линию независимо от меняющихся законов, обстоятельств, но это не всегда возможно, да и не всегда нужно».
Ольга Фомич, главный редактор газеты «Прихопёрье» (Поворино, Воронежская область)
«Некоторые люди считали, что мы их ответы передадим Путину и он все сделает так, как они пофантазируют. Поэтому говорили о своих личных проблемах и о том, как важно их решение для страны. Формировали кабинет министров, указывали, кого и за что нужно уволить, а кого, наоборот, ввести, чтобы в стране был порядок».
Белла Севостьянова, главный редактор газеты «Шахтинские известия» (Шахты, Ростовская область)
«Мои размышления о проекте прежде всего связаны с семьей, с будущим моих детей и внуков».
Мария Денисова, ведущая программ «Радио России. Кузбасс» (Кемерово, Кемеровская область)
«“Ну ты же понимаешь, что после моих крамольных высказываний нам обоим грозит как минимум ссылка… Хотя мы и так уже в Сибири”. Человек поначалу отказался, но потом согласился. И никакой особой крамолы не написал. Внутренний цензор не дремлет!»
Нина Сабурова, главный редактор «Ордынской газеты» (Ордынское, Новосибирская область)
«Молодая сотрудница редакции (молодая семья, маленький ребенок) поделилась мечтой вылечить зубы, хорошо питаться. На фоне лозунгов нацпроектов по демографии это недопустимо».
2025 год. Атмосфера в обществе
Цитаты из развернутых ответов респондентов
Как ощущают себя и общество в целом граждане России? Мы выбрали самые интересные размышления участников проекта «Идеальная Россия? Представь!» Данные респондентов указаны в том виде, в каком они были представлены в анкетах (исследование проводилось в 2018 году).
Чебоксары
Хотелось бы, чтобы было больше уважения к простым людям. Чтобы Россия наконец-то стала социальным (!) государством. У нищего народа нет будущего. Вообще — пока беспросветно и бесперспективно! Сергей, 46 лет
Череповец
Россия должна стать свободной для самовыражения, самореализации, создать большую структуру для люстрации виновников не самой лучшей жизни граждан. Денис, 17 лет
Ульяновск
Так как я занимаюсь инвалидами, мне хотелось бы, чтобы инвалиды почувствовали себя полноценными членами общества, чтобы у них не было проблем. Верю, что к 2025 году все будет. Маркова Екатерина
Калуга
Зеленый город со здоровыми и улыбающимися людьми в свободной, сильной и дружной стране. Все спокойны и уверены в завтрашнем дне, и любой вопрос решается по мобильному телефону в МФЦ. Леонид Клец, 45 лет
Москва
Москва по идеологии все больше напоминает Москву сталинских времен — помпезные дома, помпезное метро. Пока будут деньги, будет развитие и внешний лоск. Деньги кончатся — будет Москва 90-х. Дмитрий Горчаков, 40 лет
с. Молоково
Люди вряд ли будут сильно объединены между собой — скорее всего, это будет набор групп по интересам на основе интернет-общения с некоторой привязкой к территории. Дмитрий Березин, 37 лет
Краснодар
Хочу видеть счастливые лица россиян. Самое главное, чтобы люди работали не для того, чтобы выжить, а выйдя на пенсию, жили полноценной жизнью, а не доживали свой век. Без имени, 64 года
Нальчик
Хотел бы, чтобы глава республики, мэр города и им подобные ходили на работу пешком. Общались с людьми! Алим Кульбаев
Выкса
Необходимо изживать иждивенческие настроения. Надо перестать жить по принципу «если бы да кабы кто-то бы сделал». Русские люди всегда славились своей общинностью. Всегда все делалось сообща. Людей объединяли и горе и радость. Тяжелейшую войну выиграли, объединившись. Владимир Прошкин, 71 год
Бузулук
Счастливая страна — это счастливые граждане: не единицы олигархов, а все. Вера Дармодехина, 51 год
Стерлитамак
Если главными ценностями будут: любовь, честность и добро, тогда ни животных не смогут убивать, ни воровать, ни предавать. Если каждый и одновременно начнет жить каждый день осознанно, то через семь лет мы будем самой счастливой страной. Гульназ Рахматуллина, 39 лет
Тольятти
Меняться нужно, причем надо менять не только власть, но и наш менталитет. Большинство людей в нашей стране думает, что во всем виноват президент или правительство, но если мы сами не будем ничего делать и менять свою жизнь к лучшему, ничего не изменится. Татьяна Пальцева, 39 лет
Ижевск
Власти совсем не терпят критики, используют самую грубую силу и недостойные методы по притеснению людей, осмелившихся что-то им возразить. Сталинские методы управления возрождаются. Люди у нас привыкли жить в постоянном страхе, и правительство делает все, чтоб этот страх подпитывать. Анастасия Павлова, 32 года
Уфа
Пенсионеры, делающие утреннюю зарядку в скверах, молодые семьи, которым помогает государство в виде психологов и других специалистов на ТВ. Дети, не брошенные возле телевизора, а познающие мир на экофермах... Слава Пас, 43 года
Хочу жить в настоящем правовом государстве, где любят и ценят людей, где уважаемы профессии учителя, рабочего, социального работника и другие нужные созидательные человечные профессии. Без имени, 42 года
Сатка
Законы должны быть работающими, права и свободы — соблюдающимися неукоснительно, ответственность каждого гражданина, а тем более тех, кому вверены власть и закон, — безоговорочной. Светлана Перфильева, 34 года
Томск
Нужно менять психологию желчного тролля на психологию умного созидателя. Евгения Александровна, 28 лет
Березовский
Много оправдания греха: блуд, аборты, ложь повсеместная в продовольственной сфере (изготовление и продажа губительных продуктов), развал семьи, двойные стандарты в образовании, медицине! Марина Картавая, 55 лет
Енисейск
Нужно просто жить по любви, думать больше о других, не приписывая добрые дела в отчетах. Просто нужно быть честным перед людьми, перед Богом. Без имени, 46 лет
д. Новый Шарап
Если же глава государства не позаботится об этих интересах простых граждан, работяг, вполне возможна и революция. Очень не хочется, чтобы это произошло, это беда для каждого из нас. Анастасия Пузырева, 26 лет
Хабаровск
У нас напрочь отсутствуют: 1. Взаимодействие между людьми на бытовом уровне, тяга к эффективному, полезному взаимодействию. 2. Мечта (не путать с планами). Нет национального двигателя, а он сейчас должен быть, и быть реактивным. 3. Экспертность, особенно в области управления. Особенно в экономике. 4.Тяга к экономическим переменам. Федор Цун, 33 года
Биробиджан
Россию я бы хотела видеть нормальной, адекватной европейской страной, где центру есть дело до окраин, где Россия не заканчивается за пределами Золотого кольца. Вера Кравец, 26 лет
Организаторы проекта: Ассоциация журналистов, освещающих семейную тематику, Содружество социологов «Открытое мнение».
Аналитикой занимались студенты Высшей школы экономики под руководством заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Сергея Давыдова, а также социологи Дарья Мальцева, Екатерина Сирина и политолог Григорий Добромелов.
Проект поддержали журналы «Русский репортер» и «Огонек», Агентство социальной информации, Альянс независимых региональных издателей, АНО «Гражданские медиа».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl