Коко Шанель: женщина в чёрном
Тёмные страницы в биографии создательницы всемирно знаменитого бренда известны гораздо меньше, чем её амурные похождения и заслуги в мире высокой моды.
Вплоть до 1995 года появление в такой рубрике материала о великой Коко Шанель было немыслимым. Как можно было сомневаться в репутации женщины, которую непререкаемый авторитет Андре Мальро поместил в тройку самых заметных фигур в истории Франции ХХ века, наряду с Шарлем де Голлем и Пабло Пикассо. Но вот в 1995 году, спустя 50 лет после окончания Второй мировой войны, Великобритания раскрыла часть своих архивов. И биография Коко Шанель сразу разделилась на две части. Равные или неравные?
Бензин — наш, идеи — ваши
Начиналось всё, конечно же, с увлечения. Впрочем, связь Коко с великим князем Дмитрием Павловичем, оказавшимся во Франции в январе 1917 года, просто увлечением не назовёшь. Роман был коротким, но бурным. Дмитрий, как и большинство мужчин, с первого взгляда влюбился в Шанель.
Однажды Коко, решив съездить в Монте-Карло на только что приобретённом автомобиле, пригласила с собой Дмитрия. «Но на это у меня нет денег», — смутился он. «Бензин я беру на себя», — успокоила Коко.
В ту поездку на юг они посетили Грас, парфюмерную столицу Франции, где познакомились с неким Эрнестом Бо, химиком-парфюмером. Молодость свою он провёл в Санкт-Петербурге. Встреча с великим князем и его спутницей навеяла на него приятные воспоминания и... развязала язык. Бо назвал своим новым знакомым 24 ингредиента, которые должны составить новый придуманный им сорт духов. Этим секретом грасского парфюмера и воспользовалась Коко. Добавив кое-что от себя, она в 1921 году выпустила знаменитый «№5». «Духи для женщины, которые пахнут, как женщина», — сказала Шанель о своём творении.
Эти духи принесли Коко огромное состояние, которым надо было умело распоряжаться. Три года спустя, в 1924 году, она основала отдельную парфюмерную фирму, пригласив в компаньоны братьев Вертхаймер. Запомните эту фамилию, она ещё возникнет по ходу нашего рассказа.
«Русские сезоны» Коко
Знакомству с великим князем Коко Шанель обязана выдающемуся хореографу Сергею Дягилеву. Она восхищалась русским балетом, часто ходила в театр на выступления Нижинского, ставшего впоследствии звездой дягилевской труппы. Даже покорившее мир строгое чёрное платье от Шанель придумано было ею на русском спектакле, когда Коко вдруг поняла, что её раздражает буйство цветов в нарядах публики...
Но с самим Дягилевым встреча произошла на закате его карьеры. Разразилась Первая мировая война, и европейцам стало не до балета. Хореограф обосновался в Венеции. Там-то Шанель и познакомилась с русской знаменитостью. Дягилев был в ужасном настроении: любимый Нижинский изменил ему, премьера «Весны священной» Стравинского провалилась и нечем стало расплачиваться по долгам.
Удача улыбнулась Дягилеву в образе Коко. Она смело пришла к нему в гостиницу и быстро исправила настроение, вручив ему чек на сумму, необходимую для новой постановки.
К концу 30-х годов, однако, русские страницы жизни Коко оказались почти полностью перевёрнутыми. Умер Дягилев, в США перебрался Стравинский, одно время очень увлекавшийся Шанель. Сама она сменила великого князя Дмитрия Павловича на герцога Вестминстерского. Эта любовная связь ввела её в иную среду — принц Уэльский, Уинстон Черчилль...