Новую гонку ведущих космических держав можно считать открытой

Популярная механикаНаука

На старт, внимание

Полвека спустя после первой высадки человека на Луне новую гонку ведущих космических держав можно считать открытой. Ключевые участники уже спешат к цели, и у каждого из них свои преимущества и своя стратегия.

Михаил Котов

0:00 /
1031.744
В рамках грандиозной цели, поставленной Илоном Маском перед SpaceX, Луна лишь промежуточный стратегический пункт на пути к освоению Марса

До Луны человечество дотянулось меньше чем через два года после запуска первого искусственного спутника. В сентябре 1959 года совершила прилунение автоматическая межпланетная станция «Луна-2», ставшая первым космическим аппаратом, достигшим другого космического тела. Правда, «прилунением» это можно назвать с очень большой натяжкой: на скорости более 10 тыс. км/ч зонд столкнулся с поверхностью, оставив кратер диаметром более 100 м. Если в будущем кто-нибудь захочет найти доставленный «Луной-2» вымпел, ему придется попотеть.

Однако не прошло и десяти лет, как на спутник – на этот раз мягко – опустился посадочный модуль миссии «Apollo 11» с астронавтами Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином на борту. В течение нескольких лет состоялись еще пять пилотируемых экспедиций к спутнику, по Луне прокатились два советских лунохода. Земляне оставили здесь более 180 т – посадочные модули, роверы, ступени ракет, мусор и даже клюшку для гольфа. Казалось, что покорение Луны только начало набирать обороты – но тут все резко затихло.

Без объявления гонки

В самом деле, все, за чем тогда так гнались правительства СССР и США, уже состоялось: вымпел доставлен, флаг водружен, грунт привезен и изучен на Земле. Состязательный, политический интерес к таким полетам пропал, практической отдачи от них не маячило даже в среднесрочной перспективе, а стоимость и сложность оставались заоблачными. На долгие десятилетия мировая космонавтика стала развиваться в другом направлении. Новый этап соревнования стартовал в Китае. Начиная с 2004 года – после утверждения национальной программы исследования Луны – страна реализует ее планомерно и неуклонно. И если первые китайские зонды не спутнике не вызвали особого ажиотажа, то мягкая посадка лунохода в 2013 году произвела большое впечатление и подействовала как спусковой крючок. Космические державы мира стали присоединяться к новой лунной гонке одна за другой – и все опять завертелось.

Первой о своих лунных амбициях напомнила Россия. Индия, не сумев договориться с Роскосмосом, начала подготовку собственной программы полетов к Луне. О возвращении на спутник, а также о строительстве окололунной станции и лунной базы говорят представители NASA. В гонке быстро обозначились если еще не однозначные лидеры, то уже обязательные участники.

1 Ставка на скорость

США / NASA

Американское правительство с завидной регулярностью демонстрирует, как космонавтика может использоваться для решения политических задач. В конце марта, практически вразрез с уже идущей программой по созданию окололунной орбитальной станции (Lunar Orbital Platform-Gateway), вицепрезидент США Майкл Пенс внезапно сменил приоритеты. Объявлено, что теперь главной задачей NASA становится триумфальное возвращение на Луну, причем в весьма сжатые сроки. Видимо, проект должен стать одним из аргументов на предстоящих выборах президента. Неслучайно намечены и ударные сроки реализации: если у Трампа не получится, разбираться с последствиями предстоит уже следующей администрации.

Предполагается, что посадочный модуль достигнет Южного полюса спутника уже в 2024 году, а еще через четыре года США обеспечат себе здесь постоянное присутствие. Программа получила название Artemis («Артемида», в честь сестры древнегреческого Аполлона), и уже в ближайший год NASA ожидает на ее реализацию 1,6 млрд долл. Интересно, что больше 600 млн из них отправятся на завершение главного космического долгостроя Америки – сверхтяжелой ракеты SLS.

Это последний осколок программы Constellation, которая реализовывалась до 2010 года. Предполагалось, что созданная в ее рамках техника позволит проводить пилотируемые полеты к Луне, Марсу и даже астероидам. Однако из-за мирового кризиса работы по Constellation были свернуты еще Бараком Обамой, и в новую лунную гонку от программы перешли лишь отдельные элементы, многие из которых тогда так и не были закончены. Среди них и зависший проект ракеты-носителя SLS грузоподъемностью до 130 т. Нынешнее американское руководство считает, что с новыми вливаниями его удастся завершить в крайне сжатые сроки и провести первый старт уже в 2020 году.

Однако недавно стало известно, что успеть к этому сроку возможно, лишь пропустив часть обязательных испытаний. При этом в нынешней конфигурации SLS не имеет достаточной для доставки людей на Луну грузоподъемности, и ее придется доработать до версии Block-1B с дополнительной верхней ступенью. Между тем, производство ракеты еще не начиналось, да и помимо ракеты у американской команды остается немало больных тем. Так, разработка пилотируемого корабля Orion была практически закончена еще во времена Constellation, но вот к посадочному модулю Altair приступить так и не успели, и теперь его придется разрабатывать буквально на бегу. Компания Lockheed Martin пообещала успеть, тем не менее времени на это, если строго следовать курсу на 2024 год, почти не остается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других Мозг, память и чтение: как стать умнее и знать больше других

Ученые сделали вывод, что объем памяти мозга человека составляет 1 петабайт

Популярная механика
Топ-менеджер Google Андрей Дороничев инвестировал в российский образовательный стартап U Skillz Топ-менеджер Google Андрей Дороничев инвестировал в российский образовательный стартап U Skillz

Андрей Дороничев вложил в образовательный стартап U Skillz около $200 000

Forbes
Крошка Ро Крошка Ро

Блогер Марьяна Ро выбралась в реальный мир без одежды

Maxim
Коллаборации поп-звезд с брендами: лучшие тренды этого лета из Кореи Коллаборации поп-звезд с брендами: лучшие тренды этого лета из Кореи

О главных коллабах корейских поп-звезд

Cosmopolitan
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Как скрыть раздел жесткого диска? 4 проверенных способа Как скрыть раздел жесткого диска? 4 проверенных способа

Скрытый раздел на жестком диске создается чаще всего после установки новой ОС

CHIP
Гитлер и Сталин как полководцы Гитлер и Сталин как полководцы

Расследование военного историка Алексея Исаева

Популярная механика
Книги: Евгений Водолазкин Книги: Евгений Водолазкин

Каждая книга доктора филологических наук — событие для всей страны

Собака.ru
Диван желаний Диван желаний

Татьяна Бабенкова из сериала и фильма «Полицейский с Рублевки»

Maxim
Как устроена программа «Учитель для России» и зачем она нужна Как устроена программа «Учитель для России» и зачем она нужна

Как попасть в проект «Учитель для России»

РБК
Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре Человек и салат: 9 мифов о Юлии Цезаре

Правда и мифы о Юлии Цезаре

Вокруг света
«Они мешали пройти к автобусу». Власти объяснили спорный штраф «Они мешали пройти к автобусу». Власти объяснили спорный штраф

Водитель слишком долго находился в зоне знака, запрещающего стоянку и остановку

РБК
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Воздушный бой Воздушный бой

Дроны-истребители, способные уничтожать разведывательные и ударные беспилотники

Популярная механика
Микробы от похмелья Микробы от похмелья

Бактерии, которые способны утилизировать алкогольный токсин в кишечнике

Популярная механика
Кувалда, проложившая дорогу автомобилям: рождение автопрома Кувалда, проложившая дорогу автомобилям: рождение автопрома

4 июня 1896 года, Генри Форд совершил поездку на своем первом автомобиле

Популярная механика
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Обзор универсальной гладильной системы Tefal IXEO: один за всех Обзор универсальной гладильной системы Tefal IXEO: один за всех

Это не утюг и не отпариватель, а устройство 2 в 1. Что особенного в Tefal IXEO

CHIP
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Зачем нужны положительные и отрицательные эмоции Зачем нужны положительные и отрицательные эмоции

Эмоции — это наше настоящее отношение к людям и событиям

Psychologies
Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
День архитектора. Автор «Ельцин Центра» и «Гиперкуба» в «Сколково» о том, как сделать Москву столицей мира День архитектора. Автор «Ельцин Центра» и «Гиперкуба» в «Сколково» о том, как сделать Москву столицей мира

Чем живет архитектор и автор многих известных проектов Борис Бернаскони?

Forbes
Мяу по-русски Мяу по-русски

Налаживая связь с человеком, кошки изменили тональность мяуканья

Популярная механика
Вечно молодой. Почему наши дети не смогут выбрать одну профессию на всю жизнь Вечно молодой. Почему наши дети не смогут выбрать одну профессию на всю жизнь

Взрослые все чаще шутят, что они сами не знают, кем будут, когда вырастут

Forbes
Пистолет Лебедева Пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика
Гетто на белом свете Гетто на белом свете

Если девушка угрожает вам во сне — сводите ее в тир

GQ
Большие самолеты, большие данные Большие самолеты, большие данные

В этом году концерну Airbus исполнилось 50 лет

Популярная механика
Молодо-зелено Молодо-зелено

Знакомьтесь, звезда «Дылды» Виктория Мирошниченко

Vogue
Электрическая ракета, которая изменит войну Электрическая ракета, которая изменит войну

Барражирующие боеприпасы «Ланцет», которые могут в корне изменить войны будущего

Популярная механика
Приплыли. 8 исторических причалов московского центра Приплыли. 8 исторических причалов московского центра

О прошлом и настоящем речных трамвайчиков в Москве

СНОБ
Открыть в приложении