Forbes Life собрал круглый стол с главными лицами развлекательной жизни столицы

ForbesРепортаж

«Русский человек думает, что его все должны развлекать». Круглый стол Forbes Life с руководителями главных российских фестивалей

Forbes Life собрал круглый стол с главными лицами развлекательной жизни столицы и попросил их рассказать, почему фестивалей в Москве стало так много, кто избаловал московскую публику, нужно ли дружить с властью и мэрией и почему организаторы городских праздников плохо спят ночами

Марина Анциперова, Юлия Варшавская

39124665_2121586114761067_666230654031101952_o.jpg__1564657077__36997.jpg
Фото AFP / Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)

Участники дискуссии

Алёна Ермакова, Анна Бичевская. Соорганизаторы фестиваля гастрономических развлечений, Stay Hungry

 

Дарья Шульга. Управляющий директор «Пикника «Афиши»

Илья Куснирович. Основатель Bosco Fresh Fest и ВЭУ

Виктор Шкипин. Основатель Alfa Future People

 

Степан Казарьян и Андрей Саморуков. Организаторы фестиваля «Боль»

Юрий Кассин. Основатель фестиваля «Форма»

Алена Бочарова. Основатель фестиваля документального кино о новой культуре Beat Film Festival

Белый шум: почему в Москве вдруг стало так много фестивалей

Виктор Шкипин: Фестивали изначально были компиляцией всех новых форматов досуга: за короткий промежуток времени здесь можно наверстать все упущенные возможности. Все начиналось с музыки, затем к этому добавилась еда, потом, когда досуга стало еще больше, фестивали стали трансформироваться в формат лайфстайла. В программе стали появляться лекции, театры и в принципе все, что можно вместить. И это получается такой большой showcase всего, что происходит в городе.

Алена Ермакова: Аудитория кайфует от всего. В Москве инфраструктуры так много, что каждый день и каждую ночь можно найти тысячу событий. И от этого изобилия мероприятия начинают себя дискредитировать. Будем честны: и организаторы, и аудитория сейчас немного зажрались. Всем нужно что-то уникальное, какая-то вещь, которая длится всего полдня, например, и вдруг окажется во всех инстаграмах (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Мы это провоцируем и от этого страдаем.

Анна Бичевская: Это вообще история про белый шум. Каждому нужно постоянно принимать бесконечный ряд решений: в какие рестораны ходить, какие бренды покупать. И только возможность получения уникального опыта может заставить человека встать и пойти, что то сделать, а также определить себя — это один из современных способов самоидентификации и самореализации. Информации вокруг так много, что достучаться до потребителя могут только точечные вещи. Сейчас мы работали над рекламной компанией Фестиваля гастрономических развлечений и были поражены, сколько усилий в современном мире нужно вложить ради узнаваемости бренда. Сейчас контент и инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) заставляют экономику вращаться, но при этом практически не дают возможности для независимых фестивалей существовать. Чтобы собрать из ниоткуда даже 5000 человек, нужно потратить реально большие деньги. Когда мы только начинали пять лет назад, то просто запостили событие за две недели до мероприятия в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). И так собрали 1,5 тысячи человек.

Алена Ермакова: Сейчас это практически невозможно, сейчас соцсети по-другому работают. Они тоже хотят все зарабатывать.

Анна Бичевская: Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) диктует сейчас правила всем, даже мишленовским поварам, которые вынуждены подавать блюда так, чтобы их фотографии неизбежно попадали в сеть.

Кто же ходит на фестивали и сколько за это платит

Виктор Шкипин: К нам приезжает достаточно много иностранцев. В культуре европейцев — ездить по фестивалям, у многих из них каждое лето расписано заранее. А Россия сегодня предоставляет им уникальную ситуацию в том смысле, что для многих из них вылазка сюда оказывается существенно дешевле: на некоторых зарубежных фестивалях билет стоит от €400. За эту сумму на большинство из наших фестивалей можно приехать, пожить и посетить само событие. По сравнению с Европой стоимость продакшена у нас немного ниже. В отличие от артистов, которые выставляют совершено иные суммы на Россию — они иногда могут выставить цену «как в последний раз». Поэтому финансовая модель у нас сходится куда тяжелее, чем в Европе: доходы мы получаем в рублях, расходы — в валюте. В индустрии нет достаточных спонсорских денег, и люди не готовы платить за билеты. Иногда мне звонят вполне состоявшиеся люди и просят [подарить им бесплатно] билеты. Конечно, мне хочется сказать: «Ребят, а вам не стыдно? Мы же у вас не просим бесплатно то, чем вы зарабатываете на жизнь». Я думаю, что вместе с тем только бюджеты мешают нам создать фестиваль мирового уровня. По продакшену мы уже показываем уровень качества не хуже. По артистам — нам сильно сложнее.

Андрей Саморуков: В России мало кто ходит на фестивали. Намного более популярны сольные концерты. Большой артист всегда продает больше собирает билетов, чем как хедлайнер фестиваля.

Дарья Шульга: И люди готовы ждать сольных концертов. Удивительный факт, конечно: они заплатят за него приблизительно столько же, сколько за фестиваль, где послушают 10 артистов. Никто не понимает, что фестиваль сможет подарить уникальный опыт: фудкорты, партнерские площадки, все вместе должно сложиться в целое приключение.

Балет Павла Пепперштейна на фестивале современного искусства «Форма» на Хлебозаводе в Москве. Кирилл Зыков / АГН Москва

Андрей Саморуков: У нас не ходят на фестивали, у нас ходят на конкретных артистов. Если вдруг в Россию приедут Radiohead, то все пойдут именно на них. Если ты привезешь скучного артиста, то билеты на фестиваль никто не купит. Мы делали фестиваль «Ласточка» с Лужниками. В середине лайн-апа играла группа Hurts. Тогда удалось продать 4000 билетов на фестиваль, а на следующий год Hurts на сольном концерте собрали 11 000 человек.

Анна Бичевская: Мне кажется, это все происходит от внутренней несвободы людей. Почему люди идут на лайн-ап или концерт? С концертом все понятно, на нем знаешь, что нужно делать: смотреть, танцевать, петь или хлопать. Фестиваль — это сложная конструкция, можно даже сказать, что это слоеный пирог из смыслов. Фестиваль — это зона, в которой нужно быть собой. Ты должен расслабиться, найти для себя время, даже просто поваляться на лужайке. Придумать себе занятие. Когда мы занимались ужинами и вечеринками, то заметили, что русский человек на них приходит и думает, что его должны развлекать, а иностранец развлекается сам. Мы не умеем веселиться, условно говоря, без алкоголя. Нам нужно что-то дополнительное, чтобы снять напряжение и позволить себе расслабиться.

Как устроена экономика фестивалей

Алена Ермакова: После одного фестиваля мне приятельница написала: «Ну что, покупаем квартиру?» И я почти заплакала. Неужели все думают, что организаторы фестивалей зарабатывают огромные деньги?

Виктор Шкипин: Самое интересное, что все наши партнеры и подрядчики зарабатывают, а мы нет. С подрядчиками вообще есть много интересных историй: в прошлом году был ЧМ, поэтому все траты обходились в 20 раз дороже. Сейчас чемпионата нет, но цены успели еще подрасти вместо того, чтобы упасть.

Юрий Кассин: Я читал, что в этом году у всех фестивалей примерно одинаковая ситуация — 60% закрывает фестиваль, 40 или 50% — партнеры. Это идеальная картинка для организатора. Именно поэтому мы можем получить такую уникальную ситуацию, как на Primavera: за стодолларовый билет мы получаем совершенно фантастический лайн-ап, который в переводе в сольные концерты нам обошелся бы в тысяч 5-10 долларов. Такую математику можно объяснить только одним: это хороший подарок от партнеров.

Алена Ермакова: Мне всегда было интересно, как можно в принципе продать столько билетов? Одна мысль об этом вызывает у меня панические атаки. История с «Болью» в этом году суперуникальна: фестиваль продавал билеты за 5 тысяч, а люди их покупали.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Жизнь в розовом цвете: Надежда Сысоева Жизнь в розовом цвете: Надежда Сысоева

Резидентка Comedy Woman Надежда Сысоева старается нести в жизнь прекрасное

Glamour
Как студент-недоучка создал финтех-стартап с оценкой в $2 млрд и инвестициями Мильнера Как студент-недоучка создал финтех-стартап с оценкой в $2 млрд и инвестициями Мильнера

Гийом Пуса пришел к успеху из Лозанны через Калифорнию в Сингапур

Forbes
Не такая, жду трамвая Не такая, жду трамвая

Психолог объясняет, почему классные девчонки иногда страдают от одиночества

Cosmopolitan
«Ты должна встать в шесть утра и к восьми быть в форме». Правила бизнеса Аллы Вербер «Ты должна встать в шесть утра и к восьми быть в форме». Правила бизнеса Аллы Вербер

6 августа на 62-м году жизни скончалась вице-президент компании Mercury

Forbes
Не только женские ножки. Какие автомобили любит Квентин Тарантино Не только женские ножки. Какие автомобили любит Квентин Тарантино

Автомобили, встречающихся в фильмах голливудского режиссера Квентина Тарантино

Forbes
Уловки госконтракта: почему банковская гарантия не гарантирует от СИЗО Уловки госконтракта: почему банковская гарантия не гарантирует от СИЗО

Когда банковская гарантия или залог исключают мошенничество?

Forbes
15 возможных причин депрессии 15 возможных причин депрессии

Причины депрессии могут быть самыми разными, и в каждом случае нужен свой подход

Psychologies
Сколько зарабатывают блогеры Сколько зарабатывают блогеры

Как устроен инфлюенсер-маркетинг в моде и зачем он нужен большим брендам

Esquire
Звездный состав Звездный состав

Узнали у бьюти-экспертов, за какими ингредиентами будущее уходовой косметики

Glamour
Вернуться в большой секс Вернуться в большой секс

Как преодолеть кризис после сексуального воздержания и вернуть удовольствие?

Psychologies
«Милые и отзывчивые». Почему большинство виртуальных помощников — женского пола «Милые и отзывчивые». Почему большинство виртуальных помощников — женского пола

Самые известные голосовые помощники в мире имеют женские голоса и имена

Forbes
Острые ощущения Острые ощущения

В наши дни барефутеры слышат лишь укоры и оскорбления

StarHit
Радиоактивное облако накрыло Европу: виноват завод «Маяк»? Радиоактивное облако накрыло Европу: виноват завод «Маяк»?

Эксперты указывают на возможность катастрофы на российском заводе «Маяк»

Популярная механика
Четверка по поведению Четверка по поведению

Дэнни Бойл и Ричард Кертис рассказали GQ, как избавили мир от The Beatles

GQ
«Гендерное разнообразие — двигатель на пути к инновациям»: 6 правил настоящего лидера от топ-менеджер «Санофи» «Гендерное разнообразие — двигатель на пути к инновациям»: 6 правил настоящего лидера от топ-менеджер «Санофи»

Участие женщин в руководстве компаний необходимо для успешного развития бизнеса

Forbes
Парки, ямы, вокзалы: 5 московских мест, которые интернет изменил навсегда Парки, ямы, вокзалы: 5 московских мест, которые интернет изменил навсегда

Примеры, когда интернет изменил городские объекты до неузнаваемости

Forbes
Как обжаловать штрафы. Инструкция для тех, кто не согласен Как обжаловать штрафы. Инструкция для тех, кто не согласен

Куда обращаться для обжалования неправомерных штрафов на дорогах и парковках

РБК
Генетическая память Генетическая память

Раскопать корни своего родословного дерева теперь легко и просто

Собака.ru
Идеи для бизнеса. Три мнения о Volvo S90 Идеи для бизнеса. Три мнения о Volvo S90

Как шведам удалось почти догнать лидеров сегмента

РБК
Наталья Водянова заявила, что даже яичница является проблемой для ее мужа Наталья Водянова заявила, что даже яичница является проблемой для ее мужа

Свободное время Наталья Водянова посвящает мужу и пятерым детям

Cosmopolitan
Николя Деженн: Николя Деженн:

Арт-директор Givenchy по макияжу Николя Деженн

Караван историй
Вера в женское предпринимательство — это шаг к будущему банкротству Вера в женское предпринимательство — это шаг к будущему банкротству

Почему «женское предпринимательство» — миф?

СНОБ
У Эстонии возникли вопросы к проекту самого длинного железнодорожного тоннеля в мире У Эстонии возникли вопросы к проекту самого длинного железнодорожного тоннеля в мире

Таллин и Хельсинки предложили соединить подводным железнодорожным тоннелем

Forbes
Одна вокруг света. Женский взгляд на африканский автосервис Одна вокруг света. Женский взгляд на африканский автосервис

40-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Спасти от самого себя: как лечат аутоиммунные заболевания Спасти от самого себя: как лечат аутоиммунные заболевания

Лекарство от болезней иммунной системы оказалось спрятано в ней самой

Популярная механика
Лучшие друзья человека: как фитнес-трекеры следят за здоровьем Лучшие друзья человека: как фитнес-трекеры следят за здоровьем

Фитнес-трекеры действительно делают жизнь лучше

Популярная механика
Тест Xiaomi Mi Air 13.3: элегантный ноутбук с превосходной производительностью Тест Xiaomi Mi Air 13.3: элегантный ноутбук с превосходной производительностью

Ноутбук Xiaomi Mi Air 13.3

CHIP
24 лучших фильма катастроф 24 лучших фильма катастроф

Лучшие фильмы-катастрофы всех времен!

Maxim
Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Как изменить жизнь, изменив систему ценностей? Как изменить жизнь, изменив систему ценностей?

Насколько важно «ценностно совпадать» с партнером, коллегами, друзьями?

Psychologies
Открыть в приложении