Карта сообществ
В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, реализуют некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о проектах, поддерживающих детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС) и ментальными расстройствами.
Центр лечебной педагогики «Особое детство»
30 — Столько лет исполняется в этом году ЦЛП «Особое детство». Он был создан по инициативе родителей и педагогов для помощи детям с различными особенностями развития. В ЦЛП занимаются дети с РАС, нарушениями умственного развития, трудностями обучения и другими проблемами. За годы работы в ЦЛП помогли более 24 000 детей и молодых людей с нарушениями развития и их семьям, 30 000 специалистов прошли обучение. В центре помогают не только детям. Родители могут получить психологическую и юридическую консультацию, обсудить с педагогами план занятий с ребенком дома, при поддержке социального адвоката научиться взаимодействовать с официальными структурами.
Центр социальных проектов «Участие»
На протяжении года в Ярославле будет реализовываться пилотная программа «Простые движения». Ожидается, что в ней примет участие не менее 100 семей. Цель программы — помочь детям с ментальными нарушениями адаптироваться в обществе. На протяжении нескольких месяцев дети будут заниматься с психологами, социальными педагогами, а также посещать занятия по оздоровительной гимнастике, прикладному творчеству, музыке. Важная часть программы — обучение родителей, которые вместе с педагогами будут активно вовлечены в коррекционную работу.
Благотворительный фонд «Закят»
Казанский центр помощи детям-инвалидам БФ «Закят» запустил проект, который помогает их подопечным в социально-бытовом ориентировании. На еженедельных занятиях, которые ведет педагогдефектолог, подростки и молодые люди с особенностями развития учатся готовить простые блюда, выполнять доступные им домашние дела и обращаться с бытовой техникой. Сейчас в проекте принимают участие девять педагогов, два психолога и 25 волонтеров. На постоянной основе центр посещает более 30 семей.
Особый спорт
«Мы выполняем важную задачу — включаем особых детей в спортивную жизнь региона и снижаем уровень стигматизации семей, воспитывающих ребят с инвалидностью». Вице-президент ассоциации «Особые люди» Татьяна Хижнякова
В Екатеринбурге заработал проект «Особый спорт», направленный на вовлечение в любительский и профессиональный спорт подростков и молодых людей с ментальной инвалидностью и РАС. Участники проекта занимаются в трех тестовых группах: плавание, гимнастика на батуте, боевые искусства. По итогам проекта будет разработана методика работы с детьми с аутизмом и ментальной инвалидностью, которую смогут применять в спортивных школах региона.
«Мастера и Маргарита» (Москва)
Студия-мастерская «Мастера и Маргарита» занимается социализацией подростков с ментальными нарушениями аутистического спектра. Здесь ребята с аутизмом и другими особенностями развития учатся общаться, самостоятельно жить и трудиться. «РР» поговорил с организатором студии о том, как привить подросткам с аутизмом любовь к труду и научить их жить без помощи родителей
Маргарита Полисская: «Мы работаем, чтобы дети стали взрослыми»
Каких ребят вы принимаете у себя в мастерской?
Сейчас у нас в студии занимается 39 подростков с ментальными нарушениями, младшему из них 10, старшему — 25. В основном всегда занимались мальчики (РАС встречаются у них почти в четыре раза чаще), но за последний год пришли семь девочек.
Как появилась студия?
Началось все с того, что я работала в разных специализированных местах — детском саду, реабилитационном центре. И вот дети, с которыми я занималась, выросли, стали подростками. Им понадобились занятия иного плана, да и мне стало тесно — тоже захотелось изменить формат работы.
Четыре года назад я решила открыть свой центр. Официально нашу студию зарегистрировали два года назад. За мной пришли 12 ребят-подростков. Снимала маленькое помещение, в первое время почти всю работу выполняла сама, со мной работал мой старый друг и коллега.
Что изменилось за четыре года работы?
Практически все. Сейчас у нас более просторное помещение, расширился штат сотрудников. Помимо тех, кто учит подростков навыкам самообслуживания — чистить картошку, завязывать шнурки, — есть и мастера, обучающие ребят начальной профессиональной деятельности. Появилось гораздо больше возможностей: поездки, занятия, освоение разных ремесел.
Каковы цели студии?
Во-первых, мы хотим научить подростков простым бытовым навыкам, которые нужны им для самостоятельной жизни. Вторая важная цель — социализация: это место, куда всегда можно прийти. Наши ребята учатся дружить и взаимодействовать, выстраивать отношения. Третья наша цель — профориентация — самая сложная, ведь для людей с подобными расстройствами нет рабочих мест. У нас есть разные мастерские — кулинария, столярка, другой ручной труд. Все эти цели сливаются в одну большую: мы хотим, чтобы дети, которые к нам пришли, стали взрослыми, самостоятельными людьми, у которых есть интересы, друзья, профессия.
Как складывается общение у подростков, каждый из которых живет в своем собственном мирке?
Я думаю, у людей с расстройствами аутистического спектра есть социальные интересы. Но они выражены не в той форме, к которой мы привыкли. Мы ждем, что социальное взаимодействие будет выражаться вербально, а для человека может быть важно находиться рядом, прикоснуться.
Назовите три самые главные проблемы в работе «Мастеров и Маргариты».
Деньги, деньги и еще раз деньги. У нас прекрасный коллектив, чудесные дети и понимающие родители. Сложности же возникают с арендой помещения, зарплатой специалистам и вообще с обеспечением.
Помогает ли государство?
Для получения государственного гранта у нашей организации еще очень маленький стаж, но уже скоро это будет возможно. А само по себе государство помощь не предлагает. Мы живем за счет пожертвований и оплат занятий. Любой желающий может перевести деньги и помочь нам.
В чем отличие вашей студии от других?
Организации такого рода стали появляться лет пять назад, по крайней мере в Москве. До этого их критически не хватало. Студии занимаются в основном маленькими детьми или спокойными взрослыми ребятами, а подростками — куда реже. Мы не ставим во главу угла обучение конкретным навыкам или терапию; нам важно создать среду повседневной жизни ребят.
Какие у вас планы на будущее?
Сейчас мастерская не может сопровождать человека с расстройствами аутистического спектра с детства до зрелости. А хочется, чтобы ребята, которых мы обучаем, смогли пойти работать, когда повзрослеют. Чтобы они смогли не только ездить в лагеря, но и жить самостоятельно.
Жигалова Дарья
Реквизиты Номер счета 40703810838000007750 ИНН 7731379002 БИК 044525225 КПП 773101001
Название: АНО «Мастера и Маргарита» Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставные цели и содержание организации
Фотографии: asi.org.ru; из личного архива Маргариты Полисской
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl