Карта сообществ
В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, реализуют некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем о волонтерских организациях и инициативах.
«За вклад в развитие добровольчества»
10 133 Столько волонтеров, по данным министерства образования, науки и молодежной политики, насчитывается в Республике Коми. Регион явно отличается активным добровольческим движением. Помимо 155 волонтерских объединений, Коми может похвастаться региональным центром «Доброштаб Республики Коми» и учрежденным недавно знаком отличия «За вклад в развитие добровольчества». Значок получат только самые продуктивные волонтеры — в комплекте с футболками, грамотами и документом добровольца. Дизайн нагрудного знака разработали сами волонтеры: лучшей признали работу Катерины Куликовой из клуба «Свет добра».
Проект «#ЯВолонтер
В Самарской области пройдет премьера фильма «#ЯВолонтер. Истории неравнодушных». Показы пройдут с 5 по 11 декабря в Тольятти, Октябрьске, Нефтегорске, Жигулевске, Сызрани, Большой Глушице и столице региона. Члены самарских НКО — Юлия Копылова, Антон Рубин, Николай Вашуркин — ждут пополнение в рядах добровольцев после премьеры фильма. Воодушевляющие истории о поиске пропавших детей, о борьбе с природными катаклизмами, о спасении животных — ценные кадры безграничной доброты и любви ко всему живому. Цель проекта — привлечь добровольцев к работе в НКО и показать людям, как это просто — помогать. Кроме Самарской области, фильм увидят жители более 100 городов России.
Форум «Наше будущее»
На региональном форуме подвели итоги работы добровольческих организаций за прошедший год. «Достижением-2018» был признан почти завершенный проект внедрения стандарта поддержки добровольца. На форуме прошла церемония награждения победителей конкурсов «Доброволец России» и «Агентство позитивных новостей». В образовательной части мероприятия прошел мастер-класс по поиску пропавших людей, на площадках форума обсуждались вопросы проектного менеджмента, сотрудничества с бизнесом и мотивации волонтеров.
Музей архангельской кошки
«Наша цель — рассказать о том, насколько просто делать добро» Наталья Зажигина
Волонтер и руководитель НКО «Котодом Серафим», Наталья Зажигина, решила переселить кошек из переполненного приюта в тематический музей. В нем посетители смогут узнать историю происхождения кошек и поближе познакомиться с ними в котокафе. «Котодом Серафим» уже пять лет проводит благотворительные ярмарки, но найти инвесторов для проекта волонтеры так и не смогли: музей задумывается как НКО, прибыль которой будет отчисляться бездомным животным. Идея подобного музея не нова: «Котокультурный центр Северо-Запада» существует во Всеволожске еще с 2008-го. Но Наталья Зажигина нацелена на привлечение внимания именно местного населения к проблемам приюта.
Гудсерфинг
Казанский проект «Гудсерфинг», выросший из археологических экспедиций и паблика в социальных сетях, стал самым большим русскоязычным сообществом, посвященным волонтерским проектам. Скоро на платформе появятся образовательные электронные курсы. Руководитель проекта Илья Попов рассказал «РР» о том, каких знаний не хватает добровольцам, как работает выездное волонтерство и почему «гудсерферы» из России востребованы в Австралии и Перу.
Илья Попов: «Мы самое многочисленное русскоязычное сообщество о волонтерстве»
Проект «Гудсерфинг» стал одной из самых больших в России баз волонтеров, и при этом ваш проект — о путешествиях. Где связь?
«Гудсерфинг» — это интернет-сервис, созданный для того, чтобы люди, которым нравится путешествовать и заодно делать что-то полезное, могли найти интересные волонтерские проекты, почитать отзывы о них и отправить заявку. А люди, которые готовы принять помощь, могли бы легко связаться с волонтерами со всего мира.
Какие проекты соответствуют идеологии «Гудсерфинга»?
Основной критерий — волонтерство должно быть именно выездным, то есть к нам не может обратиться за помощью, например, детский дом. Авторы проектов должны быть готовы принять у себя иностранных участников, предоставить им условия проживания. А условиями иногда можно считать даже место под палатку.
Это могут быть археологические экспедиции — в основном по России, потому что традиции добровольного участия в экспедициях у нас сильнее, чем в других странах. Могут быть волонтерские программы на фермах, в национальных парках и заповедниках, где нужно прокладывать экотропы, вести подсчет животных, отслеживать миграцию песцов, например. Можно преподавать языки, работать с детьми.
Для этого нужна специальная подготовка?
Чтобы лопатой махать, специальной подготовки не нужно. Но на некоторые проекты есть даже определенный конкурс волонтеров, и ты будешь выглядеть в лучшем свете, если у тебя есть какой-то опыт, хотя это и необязательно.
Проекты, которым вы помогаете, сами вас находят?
И так, и так. Сайт мы запустили только в феврале этого года. Мы ведем страницу в сети «ВКонтакте», в «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» специально создали англоязычную версию — так нас нашли проекты из Перу и Австралии. Но наша задача — еще и проверить, насколько проекту можно доверять. Был даже случай, когда амбассадоры «Гудсерфинга» общались с организаторами проекта в Рио-де-Жанейро, чтобы убедиться в его надежности.
Не легче ли проектам в далеких странах просто найти волонтеров поближе, а не думать, как разместить иностранцев и еще нести за них ответственность?
Международные волонтерские проекты — это довольно специфичная сеть. Иностранцев обычно приглашают для того, чтобы не вариться в собственном котле и получить другой опыт, а также в целях языковой практики. И потом, часто происходят обмены: сегодня к нам приехали французы, завтра мы поедем во Францию. В Латинской Америке или в Африке, например, проекты бывают довольно затратными, и среди местных никто не готов работать бесплатно, а ребята из Европы или США приезжают и помогают добровольно.
Рассчитывали ли вы, придумывая «Гудсерфинг», что займете пока еще свободную нишу?
Мы начинали с маленькой группы «ВКонтакте», которую завели, чтобы делиться информацией с друзьями. Сообщество росло само, и когда стало уже огромным, мы поняли, что несем ответственность за все, что мы пишем. Теперь мы видим свою миссию не только в том, чтобы сводить людей, но и в том, чтобы стать медиаресурсом. У нас есть редколлегия в разных городах. На нашей платформе «Сообщества» каждый участник волонтерских программ может рассказать о своем опыте. Можно сказать, «Гудсерфинг» занимается медиаволонтерством.
В социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)» у нас уже более 70 тысяч участников. В этом году через сайт прошли 270 проектов, мы получили более трех тысяч заявок, в сервисе зарегистрировалось более восьми тысяч человек.
Вы запускаете электронные курсы на платформе. Для кого они?
Мы поняли, что важно рассказывать о волонтерстве, чтобы развивать его. К сожалению, у нас люди пока не умеют говорить о том, что они делают, особенно если делают что-то хорошее: нескромно! Но на самом деле это стимулирует других. Мы готовим курсы по медиаволонтерству, чтобы научить людей писать и снимать видео о том, как они работают в разных добровольческих проектах. Мы хотим, чтобы волонтеры понимали, как общаться с журналистами, какие истории могут быть им интересны, из каких историй получаются новости.
Вы получаете прибыль с проекта?
Нет, мы получали грант Росмолодежи, благодаря которому смогли запустить платформу, но это капля в море. Мы занимаемся проектом потому, что видим его рост, получаем отдачу от людей, а с монетизацией здесь тяжело: с волонтеров, что ли, деньги брать? Как-то рука не поднимается.
Анна Рыжкова
Фотографии: АСИ-Самара; из личного архива Ильи Попова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl