Интервью с бизнесменом и филантропом Рубеном Варданяном

РБКБизнес

Рубен Варданян — о развитии сферы филантропии и методе кнута и пряника

Серия интервью «РБК Стиль» о благотворительности продолжается разговором с бизнесменом и филантропом Рубеном Варданяном, чей новый проект Philgood помогает фондам мыслить системно и говорить на одном языке с миром бизнеса.

Анастасия Каменская

755917942299348.jpg
Рубен Варданян © Георгий Кардава

Рубен Варданян не отрицает, что благотворительность — сфера эмоциональная, подчиняющаяся не только (а порой и не столько) разуму, но и чувствам. И все-таки социальный предприниматель и филантроп уверен, что относиться к ней нужно системно, а действовать — стратегически. Не случайно в своих размышлениях он часто проводит параллели и обращается к опыту бизнес-сообщества. «Помогаем помогать» — такой слоган мог бы выбрать его новый проект Philgood. Он нацелен на то, чтобы научить благотворительные фонды формулировать те самые стратегии, задумываться о диджитал-продвижении и PR-сопровождении. А еще Philgood становится связующим звеном между бизнесом и НКО, помогая им разрабатывать и запускать общие проекты. О том, что это даст индустрии, как филантропам и фондам научиться еще лучше понимать друг друга и почему многое зависит от доверия, мы и поговорили с бизнесменом.

— В серии интервью «РБК Стиль», посвященных теме филантропии, вопрос о том, что происходит со сферой благотворительности в России сегодня, уже стал своеобразной традицией. Давайте с него и начнем?

— Благотворительность в России находится в стадии своего формирования и взросления. Мы еще только-только пытаемся сформулировать правильную повестку, масштаб, стандарты этой деятельности. С одной стороны, у нас накоплен огромный исторический опыт, и в нашей стране благотворительность была традицией. С другой, в Советском Союзе это была такая партийно-коммунистическая часть — помощь африканским странам, то есть благотворительность была больше на уровне не семейно-личностных отношений, а партийно-государственном. В 90-е, конечно, появилось огромное количество людей, организаций, которые пользовались механизмами благотворительности для получения, в том числе, и государственных денег, дотаций, и в этом смысле они серьезно подорвали доверие к сфере, но в 2000-х начался процесс формирования нормальной благотворительной среды. В ней уже есть чемпионы, успешные организации, которые доказали своей деятельностью, что они могут быть не просто эмоционально сострадающими чему-то или кому-то, кто в этом нуждается, но реально оказывать профессиональную масштабную и долгосрочную помощь в разных областях. Другими словами, формирование этой очень важной части нашего общества идет, хотя медленнее, чем я бы хотел.

— А можно говорить о том, что уже есть какая-то системность, этой сферы? Или это скорее какие-то попытки отдельных фондов внутри целой страны?

—Вместе с нашими партнерами — фондом «Друзья» — мы помогли центру содействия инновациям в обществе «СОЛь» провести исследование социального сектора в России. Нам было интересно посмотреть на получившуюся карту, по которой видно, что уже есть отдельные кластеры, — экологический, например. Причем эти кластеры появляются не только в Москве, но и в регионах тоже. Однако надо признать, что пока все равно мы в целом находимся в достаточно зачаточном состоянии, и системы, которая работала бы как индустрия, в полную силу, конечно, пока еще нет. На мой взгляд, мы еще далеки от такого масштаба профессиональной и прозрачной отрасли. Но это временные процессы, мы к ней придем.

755917943990794.jpg
Георгий Кардава

— Если говорить о проблемных точках сферы благотворительности, какие они на данный момент?

— Есть несколько серьезных вызовов. И один из этих вызовов в том, что благотворительная отрасль имеет свою очень большую специфику. Она основана очень часто на эмоциях или на процессах, а не на конечном результате. И тут нужно понимать, что действительно благотворительность без тепла, без эмоций, без чувства сопричастности невозможна, но, с другой стороны, любой благотворительный фонд — это не только оказание помощи, но и реальная стратегия, понимание процессов, их организация, создание инфраструктуры, бухгалтерия, финансы. И, как я уже сказал, отрасль находится еще в стадии формирования, просто ни доноры, ни регуляторы, ни государство не давят на нее, и в этом смысле большинство благотворительных организаций не чувствуют через это давление, что они должны быть более масштабными, прозрачными и структурными. Многих удовлетворяет то, что они могут быть в своей нише небольшими, продолжать искренне делать свое дело, не вырастая в большие организации. И в некотором смысле это злая шутка. Подчас получается, что целеполагание, нормальные какие-то базовые вещи — ну там стратегия, наличие документа, понимание процесса, все то, что люди готовы и умеют так или иначе выполнять в бизнесе — в благотворительности до них не доходит. И это нам нужно менять. Я глубоко убежден, что без доверия к отрасли — как в человеческом, так и в профессиональном плане — ничего не получится.

— Вам кажется, что сейчас отрасли не хватает доверия со стороны возможных доноров?

— Доверие базируется на трех вещах: первое, что есть благородные цели, второе, что эти цели достаточно четко озвучены и оцифрованы, и третье, что есть прозрачность, показывающая, как именно все происходит в достижении цели. В нашей стране в целом стоит вызов относительно доверия, у нас большие проблемы с ним, и в благотворительности оно играет еще большую роль. Почему так много людей предпочитают оказывать помощь лично человеку, а не делать это системно? Мы — как общество — могли бы намного больше оказывать помощи, используя механизмы благотворительности, но пока у нас не все получается, потому что нет доверия. И задача Philgood, PHILIN («Инфраструктура благотворительности») и Центра управления благосостоянием и филантропии бизнес-школы СКОЛКОВО (SWTC) в том, чтобы работать на перспективу, «в длинную». Нужно обучать, растить как сами организации и их лидеров, так и доноров.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Терагерцовое излучение помешало образованию белковых нитей Терагерцовое излучение помешало образованию белковых нитей

Терагерцовое излучение может разрушать нити белка актина

N+1
Как и когда девушка понимает, что у тебя с ней «все серьезно» Как и когда девушка понимает, что у тебя с ней «все серьезно»

Как женщины понимают, что клиент дозрел

Maxim
Почему от растворимого кофе хочется спать: 7 основных причин Почему от растворимого кофе хочется спать: 7 основных причин

Есть сразу несколько причин, почему, выпив кофе, хочется спать

Playboy
Трансгенные козы дали противораковое молоко Трансгенные козы дали противораковое молоко

Молоко оказались эффективнее препарата, который повсеместно используют сейчас

N+1
Вопрос с подвохом: самые загадочные тайны физики Вопрос с подвохом: самые загадочные тайны физики

Почему в физике с каждым новым открытием вопросов становится только больше.

Популярная механика
«У нас прирост на 400%». Как «Кинопоиск», IVI, Start и Premier подняли бизнес во время пандемии «У нас прирост на 400%». Как «Кинопоиск», IVI, Start и Premier подняли бизнес во время пандемии

Как изменилась аудитория крупнейших онлайн-кинотеатров

Forbes
Во все легкие Во все легкие

Жители хорватского полуострова Истрия нашли путь к счастью

Вокруг света
«Древо жизни»: почему нам важно знать историю своего рода «Древо жизни»: почему нам важно знать историю своего рода

О том, почему нам нужно знать о собственных корнях

Psychologies
7 привычек, из-за которых ты рискуешь остаться один (от них нужно избавиться) 7 привычек, из-за которых ты рискуешь остаться один (от них нужно избавиться)

Такое поведение ставит под угрозу твои отношения

Playboy
Три раза в день после еды Три раза в день после еды

Надо ли любить свои недостатки, особенно если это удается с трудом

Psychologies
Забудьте о дедлайнах и запаситесь терпением. Как вести бизнес в Африке Забудьте о дедлайнах и запаситесь терпением. Как вести бизнес в Африке

Почему российские компании стремятся выйти на африканский рынок

Forbes
Жуть Юрского периода: 10 самых опасных динозавров Жуть Юрского периода: 10 самых опасных динозавров

Насколько сильно нам врут в кино, показывая агрессивных и опасных динозавров?

Maxim
Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе Исследователи и киллеры. Как использовать психотипы геймеров в любом бизнесе

Бизнес давно использует геймификацию для решения разных задач

Inc.
Не надо стесняться: 7 шагов, чтобы стать увереннее в себе Не надо стесняться: 7 шагов, чтобы стать увереннее в себе

Да, уверенность можно прокачать

Playboy
Идея: спрятать лицо стильно Идея: спрятать лицо стильно

Многих из нас маски и респираторы очень украшают

Maxim
Почему эйджизм не так безобиден, как кажется Почему эйджизм не так безобиден, как кажется

Почему так сложно отказаться от эйджизма в своей голове

Psychologies
40 самых успешных звезд России до 40 лет. Рейтинг Forbes 40 самых успешных звезд России до 40 лет. Рейтинг Forbes

Рейтинг звезд Forbes 40 до 40 в этом году обновился на четверть

Forbes
5 фраз, которыми можно испортить жизнь ребенку 5 фраз, которыми можно испортить жизнь ребенку

Нечаянно сказанное слово может изменить судьбу ребенка

Psychologies
15 отличных криминальных фильмов — от 15 отличных криминальных фильмов — от

15 отличных фильмов, в основе которых лежат реальные криминальные события

Esquire
Инвестиции под арестом: как ослабить силовое давление на венчурный бизнес? Инвестиции под арестом: как ослабить силовое давление на венчурный бизнес?

Какие последствия может иметь силовое давление на венчурных инвесторов?

Forbes
Все, что нельзя Все, что нельзя

Как следовать модной практике, при этом не переедать и отлично выглядеть

Vogue
Почему подростки ничего не хотят? Почему подростки ничего не хотят?

Почему подростки валяются целыми днями на кровати с телефоном и ничего не делают

Здоровье
«Мастера секса» «Мастера секса»

Отрывок из книги Томаса Майера о том, как Америка училась любить

N+1
Низы не хотят: как кризис и пандемия обострили трудовые конфликты в России Низы не хотят: как кризис и пандемия обострили трудовые конфликты в России

Как и почему бастуют российские работники

Forbes
Манграм предрекли вымирание из-за антропогенного повышения уровня моря Манграм предрекли вымирание из-за антропогенного повышения уровня моря

Повышение уровня моря станет угрозой мангровым лесам к 2050 году

N+1
В деньгах или в их количестве? В деньгах или в их количестве?

Многие уверены, что увеличение доходов сделает нас счастливее. Так ли это?

Psychologies
Едят жир и худеют: звезды, которые выбрали кетодиету Едят жир и худеют: звезды, которые выбрали кетодиету

Эти знаменитости, сидящие на «кето», добились прекрасных результатов

Cosmopolitan
При чем тут родители: как мы становимся такими, какие мы есть При чем тут родители: как мы становимся такими, какие мы есть

Наши привычки, характер, мировоззрение «вырастают» под родительским влиянием

Psychologies
«Прекрасная эпоха»: сказка о потерянном времени «Прекрасная эпоха»: сказка о потерянном времени

Ностальгия способна сыграть с нами злую шутку

Psychologies
Открыть в приложении