Нечистая порода
В начале пандемии щенки были нарасхват, что неизбежно привело к росту цен. Не вредит ли животным, которых мы называем лучшими друзьями, наша любовь к чистопородным и дизайнерским собакам?
На пике экзистенциального ужаса, который поразил всех в марте, люди панически закупали в интернете муку, санитайзеры, скрабблы, триммеры для бороды и… щенков. Как и в случае с туалетной бумагой, продавцы в ответ на возросший спрос увеличили цены. В результате в Европе и Америке собачий бум вновь заставил говорить о сомнительной с этической точки зрения практике выведения породистых собак и дизайнерских помесей.
Во время локдауна щенок представлялся спасением и для одиноких людей, надолго оказавшихся в изоляции, и для родителей, которые хотели отвлечь детей от гаджетов. Пандемическая собачья лихорадка была особенно острой там, где людям позволяли покинуть дом только в случае крайней необходимости, которой среди прочих как раз и была прогулка с собакой. В Испании доходило до аренды четвероногих.
В России, по данным «Авито», кошек и собак весной покупали на 30% чаще, чем в первом квартале, и на 20% чаще, чем за тот же период прошлого года. А москвичи, как рассказали в центре «Счастливый друг», в пандемию забрали из приютов на 40% больше псов. В США поднялся спрос на все виды собак, от приютских дворняжек (рост заявок в марте и апреле составил 400%) до породистых щенков и дизайнерских гибридов. Многие заводчики распродали щенков на несколько месяцев вперёд.
Надо сказать, что собаки и до пандемии пользовались спросом. Было подсчитано, что более половины миллениалов завели себе псов и готовы потратить на их содержание больше денег, чем на собственное здоровье.
Цены на модных щенков в США доходят до $5000. «Родители» престижной собаки, которой нужны тренер, выгульщик, ветеринар, беззерновой корм, прививки, а также жакеты, сапожки и игрушки, должны выложить до $18 000 в первый год её жизни и до $14 000 в последующие. Понастоящему стильный пёс потребует ещё и правильной переноски ($3000 от Louis Vuitton), а также ошейника и поводка ($600, если они от Tiff any & Co.).
Иной раз доходит до гротеска. В Нью-Йорке пушистых друзей таскают на сеансы рейки и доги (йоги для собак). В Вашингтоне в The Watergate Hotel им предлагают собачье меню, в которое входит ягнёнок, выращенный на вольном выпасе. После рабочего дня в одном из коворкингов Сан-Франциско дуглеры (так называют собак гуглеров) могут пойти на черничную процедуру для морды в спа The Pawington (пока их хозяева читают газету Bay Woof) или в булочную Le Marcel за собачьими печеньями с зефиром, а то и глотнуть Pawsecco в yappy hours. Ну и уж конечно, в столице биохакинга домашние животные и после смерти продолжают жить в виде бриллиантов, сделанных из их пепла, клонов или заморозки (спасибо криогенному хранению).
На первый взгляд, всё это забавно, но при ближайшем рассмотрении выглядит похуже. У симпатичного щенка, выставленного в интернете или на витрине зоомагазина, часто ужасная судьба. В результате повышенного спроса активизируются контрабандисты (в июне в аэропорту Торонто в ящиках, где были заперты 500 французских бульдогов, обнаружили 38 мёртвых щенков) и процветают собачьи фабрики, где животных содержат в ужасных условиях и разводят в бешеных количествах, зачастую практикуя близкородственное скрещивание. В апреле Великобритания запретила продавать собак и кошек в зоомагазинах. В США этот запрет поддерживают три штата. В России сеть «Бетховен» под давлением общественности также отказалась от продажи щенков и котят, но законодательства пока нет.
При этом родословная не гарантирует собаке благополучия. Хотя многие утверждают, что это не так. В мае 2019 года голландское правительство объявило, что будет добиваться запрета на разведение 20 особенно популярных пород, включая английских и французских бульдогов, мопсов, пекинесов и кавалер-кинг-чарльз-спаниелей. Заводчики пород опасаются, что подобные меры примут и в других странах. Селекционеры десятки лет искусственно укорачивали их морды, чтобы получить миленькое курносое «личико». Это вызвало разрастание мягких тканей, которые блокируют носы и глотки собак-брахицефалов (короткоголовых), что ведёт к серьёзным дыхательным проблемам.