Режиссер Никита Кобелев — о силе опыта, принятии самого себя, былом и грядущем

РБККультура

Режиссер Никита Кобелев — о театре как инструменте познания

19 и 20 июля в Москве можно увидеть новый спектакль Никиты Кобелева «Наедине». Мы встретились с режиссером, чтобы поговорить о силе опыта и впечатлений, принятии себя самого, былом и грядущем

Анастасия Каменская

346891527678209.jpeg
Мария Павловская

Режиссер Никита Кобелев относится к тем авторам, о широте интересов которых можно уверенно судить по выпускаемым работам. Среди них, к примеру, «Человек, который принял свою жену за шляпу» в Театре Маяковского по книге британского невролога Оливера Сакса — материал для театра, скажем прямо, не самый привычный, или поставленный там же «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта. Недавняя «Тварь» по пьесе Валерия Семеновского в Александринском театре, главным режиссером которого Никита Кобелев был назначен месяц назад, и две премьеры: «Наедине» — независимая постановка, инициированная продюсерским центром «Арт-партнер», и «Жизель Ботаническая» по рассказу Эдуарда Кочергина в МХТ имени Чехова. Документальное и художественное в работах Никиты Кобелева соединяются, как соединяются века и нравы. К примеру, «Наедине» — и вовсе непривычная для отечественного репертуарного театра история. В спектакле по текстам современного американского автора и драматурга Дона Нигро играют Виктория Исакова, Александра Ребенок и Ирина Старшенбаум. У каждой — своя история и свой монолог, не утяжеленные ни большим количеством декораций, ни другими персонажами.

Впрочем, все это — лишь несколько примеров, подтверждающих правило конкретной творческой биографии: широкий интерес к искусству и миру вокруг и стремление слышать себя, работать над ошибками и открывать новое, а неподдельное спокойствие и живой интерес — то, что отличает режиссера в разговоре и свойственно ему в работе.

346889985146551.jpeg
Мария Павловская

Мы встретились, чтобы обсудить, почему принять многое в себе получилось не сразу, как неудачный опыт может помочь даже больше, чем удачный, и отчего так важно быть не кем-нибудь, а самим собой.

Спектакль «Наедине» состоит из трех монологов. Кажется, что для нашего театра такая форма скорее исключительна, чем привычна. Какой ее видите вы, помогал ли опыт уже поставленных спектаклей в поиске интонаций?

Для себя внутренне я нашел связность формы с альманахом или триптихом. Допустим, у Киры Муратовой есть ее «Три истории», или «Кофе и сигареты» Джармуша, да и вообще в кино очень много примеров, когда фильм состоит их нескольких независимых историй, генерально объединенных темой. В контексте спектакля это тема женской истории и женской судьбы, но не в социальном ключе, а чуть-чуть в фантазийном, театральном, притчевом и образном. Эти три истории объединяет единая сценография. Для российского театрального контекста проект действительно скорее непривычный, а вот в мире, особенно в Америке, таких спектаклей много. На Бродвее я смотрел, к примеру, постановку с Джейком Джилленхолом: никаких сложносочиненных декораций, фокус на актере.

Что касается моего собственного опыта, у меня бывали похожие задачи в работах, которые я делал в Театре Маяковского, на Сретенке. Среди них «Человек, который принял жену за шляпу» по книге невролога Оливера Сакса или «Новаторы». Актеры там все время разговаривают как бы через зал, рассказывают истории. Но в случае с «Наедине», конечно, в монологах вся суть.

Сцена из спектакля «Наедине». Пресс-служба

Как вам кажется, в сегодняшнем репертуарном театре такой проект мог бы случиться?

В контексте такого проекта ты можешь поработать в одном спектакле с очень разными и очень большими актрисами из разных театров, соединить и объединить разных людей, что не так легко внутри одного театра, где все запаяно в возможности конкретной труппы. Да и такая монологическая форма тоже мало возможна в репертуарном театре, а мне всегда интересны разные форматы, я вообще постоянно стараюсь пробовать одно, другое, третье.

Это очень заметно по тому материалу, который вы выбираете для постановок. Часто он нетривиален уже сам по себе. Как раз как «Человек, который принял свою жену за шляпу», например. Какие у вас взаимоотношения с произведениями, которые хочется поставить?

Я много думал об этом и понял, что не хочу себя загонять в какие-то рамки, когда сам себе внутренне формулируешь, что будешь делать только так или иначе. Можно заметить, что многие выбирают определенную стратегию: ставить только современные тексты или ставить классические, адаптируя их под сегодняшний день, и так далее. В какой-то момент я думал, что, может быть, надо определяться, не размываться, но потом решил, что надо просто быть собой, а мне интересно многое. Думаю, театр для меня — инструмент познания, не только работа, и тему, которая мне интересна в жизни, я исследую именно с помощью театра, погружаясь в нее.

Сцена из спектакля «Новаторы». mayakovsky.ru

Что вас впечатляет?

Меня вдохновляют документальные истории, например. О том, что происходит с людьми. Они дают пути к тому, как жить. Я беру то, что меня задевает, но, конечно, еще это должно находиться на каком-то стыке интереса театра. Выбор материала всегда — это двустороннее движение. С одной стороны, ты чувствуешь театр, который тебя приглашает, какие в нем есть артисты. А с другой, есть и твои желания. Иногда материал — это предложение театра, и я довольно часто откликаюсь на такие приглашения. Иногда бывает так, что материал мне не близок, я такого раньше не делал, но если вижу какой-то внутренний интерес, то начинаю пробовать, я люблю такие вызовы и уже в каком-то смысле расслабился на тему выбора материала, не хочу себя загонять в узкий коридор. Как идет, так идет. У меня действительно очень разные интересы. Ничего с этим не поделать, видимо.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

19 цитат Чехова про русских, водку, женщин и нашу жизнь, которые стыдно не знать 19 цитат Чехова про русских, водку, женщин и нашу жизнь, которые стыдно не знать

Дух Чехова бессмертен, цитаты его не горят!

Maxim
В ранней Вселенной наблюдаемое время протекает в 5 раз медленнее В ранней Вселенной наблюдаемое время протекает в 5 раз медленнее

Астрономы впервые наблюдали эффект, предсказанный Эйнштейном более века назад

ТехИнсайдер
Правда ли, что на Руси люди парились в печи? Правда ли, что на Руси люди парились в печи?

Могли ли люди на Руси использовать печь вместо бани?

Культура.РФ
Работа над ошибками Работа над ошибками

Попытки сэкономить в бьюти-индустрии оборачиваются неприятностями

Лиза
Как понять, что вы тактильный человек: 4 признака — проверьте себя Как понять, что вы тактильный человек: 4 признака — проверьте себя

Как определить, что вы прежде всего тактильный человек

Psychologies
Будь моей добычей. Гендерные роли древних предков человека Будь моей добычей. Гендерные роли древних предков человека

Ученые разрушают стереотип «мужчина — охотник, женщина — добыча».

СНОБ
Капиталы из России потянуло в Азию Капиталы из России потянуло в Азию

Российские УК расширяют линейку за счет выхода на азиатские биржи

Эксперт
Конец истории о глобальных русских Конец истории о глобальных русских

Главная задача в ближайшие годы — избавление от интеллектуальной оккупации

Эксперт
Бесконтактная оплата в магазинах: 7 способов, которые работают в России Бесконтактная оплата в магазинах: 7 способов, которые работают в России

Удобные способы оплаты телефоном в магазинах

CHIP
«Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян «Не гневите Бога»: почему мужчинам нельзя делать вазэктомию — мнение россиян

Почему многие люди выступают против хирургической контрацепции

Psychologies
7 самых безжалостных авторов фэнтези 7 самых безжалостных авторов фэнтези

Писатели, которые уже составили себе славу кровожадных мучителей своих героев

Maxim
Владимир Басов. Человек-праздник Владимир Басов. Человек-праздник

Басов снялся в десятках ролей, даже самые маленькие до сих пор любимы зрителями

Коллекция. Караван историй
Внутренний туризм Внутренний туризм

Петербург — не только гастрономическая, но и туристическая столица России!

Собака.ru
Самые захватывающие детективы с азиатским колоритом Самые захватывающие детективы с азиатским колоритом

5 книг от авторов из Японии, Китая и Кореи, на которые стоит обратить внимание

Maxim
Панк, алкоголь, нечисть: из чего состоит группа «Король и Шут» Панк, алкоголь, нечисть: из чего состоит группа «Король и Шут»

Покопаемся во вселенной группы КиШ и рассказать, из чего она устроена

Правила жизни
7 секретов красивой груди 7 секретов красивой груди

Как сохранить грудь упругой и подтянутой, независимо от формы и размера?

Здоровье
История игрушек: три культовые куклы на любой вкус, помимо Барби История игрушек: три культовые куклы на любой вкус, помимо Барби

Пони, трансформеры и фёрби: культовые куклы XX века

Правила жизни
В фокусе В фокусе

Проекты ISRO – один из крупнейших экспортных контрактов Криогенмаша

Прогресс
«Аббатство Даунтон»: Миллионные вложения, армия поклонников и похвала Елизаветы II «Аббатство Даунтон»: Миллионные вложения, армия поклонников и похвала Елизаветы II

Почему именно «Даунтон» завоевал сердца зрителей? Здесь нет ничего случайного

Караван историй
Игры разума, в которые играют люди: 7 самых распространенных видов манипуляций Игры разума, в которые играют люди: 7 самых распространенных видов манипуляций

Что нужно знать о манипуляциях?

Psychologies
Все что нужно знать об искусственном интеллекте! Ликбез и главные факты Все что нужно знать об искусственном интеллекте! Ликбез и главные факты

Главные факты об искусственном интеллекте

ТехИнсайдер
Стесняюсь спросить: опасно ли есть сырую рыбу Стесняюсь спросить: опасно ли есть сырую рыбу

Опасно ли есть сырую рыбу, где это лучше делать и как снизить риск отравления?

Правила жизни
Что чувствует человек во время панической атаки: от первого лица Что чувствует человек во время панической атаки: от первого лица

Отрывок из романа «Арктический клуб любителей карри»

Psychologies
Трогательная история. Она потеряла слух после 60 лет, но нашла силы жить Трогательная история. Она потеряла слух после 60 лет, но нашла силы жить

Язык жестов и глухонемые коллеги показали женщине новый путь в жизни

ТехИнсайдер
Дрон проехался по земле внутри вращающейся сферической клетки Дрон проехался по земле внутри вращающейся сферической клетки

Гибридный робот, который способен как летать, так и ездить по поверхности

N+1
Предками тихоходок назвали луолишаниид Предками тихоходок назвали луолишаниид

Эти беспозвоночные жили на планете в кембрийском периоде

N+1
Страна гор: что посмотреть в Дагестане Страна гор: что посмотреть в Дагестане

Куда ехать и что смотреть в Дагестане

Правила жизни
Говорить «нет»: 6 ситуаций, когда это необходимо Говорить «нет»: 6 ситуаций, когда это необходимо

Это маленькое слово имеет большой вес, но сказать его непросто

Psychologies
Как жить легче: учимся у французских скульпторов и психоаналитиков Как жить легче: учимся у французских скульпторов и психоаналитиков

Отрывок из книги «Французское искусство жить не напрягаясь»

Psychologies
Дешевеющий рубль спровоцировал рост продаж элитного жилья Дешевеющий рубль спровоцировал рост продаж элитного жилья

Продажи высокобюджетных новостроек Москвы существенно выросли

Forbes
Открыть в приложении