Правонарушений на борту самолетов год от года становится больше

РБКОбщество

Как приземлить дебошира

Правонарушений на борту самолетов год от года становится больше, говорит международная статистика. Как переломить негативную тенденцию?

Текст: Алексей Лоссан

Во всем мире сформировано немало досье на пассажиров, поведение которых представляет реальную угрозу соседям, экипажу и даже безопасности полетов. Законодатели планомерно ужесточают меры наказания за подобные нарушения и расширяют допустимые способы ограничения свободы воздушных хулиганов. В США, например, за нападение на бортпроводницу может грозить лишение свободы на срок более десяти лет.

В России два года назад ввели уголовную ответственность именно за хулиганство на любом виде транспорта, в мае 2017-го полгода колонии-поселения за пьяный дебош на рейсе Тель-Авив — Москва получил Евгений Петрухин. Впрочем, даже угроза уголовного преследования останавливает пока не всех, в том числе людей известных. В декабре 2018 года стало известно о буйном поведении артиста Алексея Панина на борту самолета из Стамбула в Москву, а в апреле текущего года с рейса Барнаул — Москва сняли нетрезвого актера Александра Панкратова-Черного. Подобное наблюдается и за рубежом. В 2008 году с рейса British Airways из Лондона в ЛосАнджелес вывели в наручниках фотомодель Наоми Кэмпбелл, из-за которой вылет был задержан на два часа, а в 2011 году актер Алек Болдуин был снят с рейса American Airlines из Лос-Анджелеса в НьюЙорк, после того как отказался выключить мобильный телефон.

Пассажир нон грата

Согласно статистике Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за 2017 год, один случай буйного поведения пассажира приходится на 1053 полета, тогда как годом ранее этот показатель был почти в полтора раза лучше — 1424 полета. Эксперты признают, что реальная ситуация может быть еще хуже, поскольку не все авиакомпании делятся информацией такого рода.

Случаи агрессивного поведения на борту IATA делит на четыре уровня: первый означает словесную агрессию или несоблюдение инструкций экипажа; второй — физическую агрессию по отношению к попутчикам или членам экипажа, а также повреждение салона; третий — угрозу жизни, в том числе предъявление оружия на борту; и наконец, четвертый уровень — намеренное проникновение в кабину экипажа или угроза захвата воздушного судна. В 2017 году абсолютное большинство нарушений (86%) относилось к первой категории, ко второй — 12%, к третьей — 3%, а к четвертой — 50 инцидентов. При этом доля нарушений третьей категории выросла за год в три раза, а четвертой категории — в 2,5 раза. По данным IATA, три наиболее «популярных» нарушения на борту — невыполнение требований безопасности (49% всех инцидентов), интоксикация, например алкогольное опьянение (27%), и курение (24%). Согласно опросу общественного мнения, проведенному компанией Rockland Dutton Research and Consulting по заказу IATA, 32% пассажиров в мире сталкивались с неадекватным поведением других пассажиров на борту, а 80% опрошенных считают, что против нарушителей нужно возбуждать уголовные дела.

Руководством по авиационной безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО), а также IATA для экипажей воздушных судов определен порядок применения средств сдерживания. Это смирительные средства, которые можно не снимать даже после посадки, пока нарушитель не будет передан сотрудникам полиции.

Такие средства все чаще используются зарубежными авиакомпаниями.

Если согласно опросу, проведенному в 2009 году, только четыре авиакомпании международного альянса SkyTeam использовали на борту воздушного судна средства сдерживания для борьбы с авиадебоширами, то на сегодняшний день уже все члены альянса, кроме «Аэрофлота», применяют такие средства. Например, Delta Air Lines использует металлические наручники, China Eastern и Xiamen Airlines — специальные ремни, а Korean Air — электрошокеры. Члены экипажа раз в два-три года проходят в центрах по авиационной подготовке перевозчиков обучение, как противодействовать дебоширам на борту.

Черные списки

В России использование смирительных средств в полете вне закона. При этом отечественные перевозчики неоднократно выступали с инициативой разрешить использовать спецсредства против деструктивных пассажиров.

Пока основным инструментом российских авиакомпаний для борьбы с дебоширами на борту остаются так называемые черные списки.

В июне 2018 года вступил в силу федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», который дает правовые основания на составление реестра пассажиров, перевозку которых авиакомпания может ограничить. По словам доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Теймура Зульфугарзаде, эта мера является на сегодняшний день наиболее действенной, так как происшествие легче предупредить, чем устранять негативные последствия. Если же инцидент произошел, но нет существенного ущерба для здоровья, а также жизни пассажиров или персонала, для дебошира может наступить административная ответственность. В соответствии с ч. 6 ст. 11.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение законных распоряжений командира воздушного судна может повлечь штраф 2–5 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток, уточняет Теймур Зульфугарзаде. «Исключениями являются статьи, связанные с терроризмом, например угроза взрыва, применения оружия, угона, — в таких случаях может наступать уголовная ответственность, даже в случае устной угрозы», — уточняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, комментируя изменения в Воздушном кодексе, говорил, что законодатели изъяли очень многие пункты из предложений авиаперевозчика. Например, компания настаивает на более жестких мерах, минимум три года отказа в перевозке. Еще в ноябре 2016 года крупнейший российский авиаперевозчик предложил внести изменения в Воздушный кодекс, разрешив использование спецсредств на борту, однако, обращает внимание Олег Пантелеев, «экипаж по-прежнему не может применить к нарушителям никаких мер, кроме увещеваний».

В апреле 2019 года «Аэрофлот» провел конференцию по проблемам противодействия деструктивным пассажирам. Как заявил заместитель генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров, особенно опасны ситуации, когда в отношении экипажа воздушного судна применяются запугивание и физическое насилие. «Необходимо предоставить членам экипажа право использовать средства сдерживания, расширить перечень оснований для включения нарушителей в черный список, увеличить срок нахождения авиадебошира в черном списке с одного года до минимум трех лет», — говорит Владимир Александров.

Фото: Getty Images Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хаб с глобальными амбициями Хаб с глобальными амбициями

Реконструкция аэропортов России должна стать стимулом к экономическому развитию

РБК
Треугольник Менделеева: снова об элементарных периодах Треугольник Менделеева: снова об элементарных периодах

Таблица элементов – одно из изображений, памятных всем со школьного детства

Популярная механика
Нет у революции конца Нет у революции конца

Новый индустриальный переворот будет серьезно отличаться от всех предыдущих

РБК
Оракул из Апопки: встречайте Эдди Брауна, героя одной из величайших нерассказанных историй Уолл-стрит Оракул из Апопки: встречайте Эдди Брауна, героя одной из величайших нерассказанных историй Уолл-стрит

Как темнокожий инженер заработал многомиллионное состояние на бирже

Forbes
Инновации требуют либерального общества Инновации требуют либерального общества

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми

РБК
Как в Windows 10 открыть панель управления Как в Windows 10 открыть панель управления

Как на Windows 10 перейти в панель управления

CHIP
Производство талантов Производство талантов

Не надо копировать Кремниевую долину

РБК
Секрет успеха «Игры престолов» — в нарушении всех табу Секрет успеха «Игры престолов» — в нарушении всех табу

Почему в XXI веке человечество подсело на жестокое фэнтези HBO

Forbes
Застолбить платформу Застолбить платформу

Маркетплейс от ЦБ будет мешать конкуренции на рынке финансовых услуг

Эксперт
Можно ли было предотвратить катастрофу Superjet 100? Мнения пилотов и авиаэкспертов Можно ли было предотвратить катастрофу Superjet 100? Мнения пилотов и авиаэкспертов

Почему аварийный лайнер рискнул пойти на посадку с полными баками

Forbes
Вспышечная: Фотографии, изменившие мир Вспышечная: Фотографии, изменившие мир

От первого селфи до выхода в космос – 10 фотографий, изменивших мир

Esquire
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
Психотерапия: «перепрошивка» мозга Психотерапия: «перепрошивка» мозга

Как можно «перепрошить» свой мозг в терапевтических отношениях?

Psychologies
В какое время лучше заниматься спортом? (Спойлер: от твоего выбора зависит результат) В какое время лучше заниматься спортом? (Спойлер: от твоего выбора зависит результат)

Важно ли то, когда именно заниматься спортом? Давай выясним!

Playboy
Почему весь мир пересаживается на велосипеды и самокаты? Почему весь мир пересаживается на велосипеды и самокаты?

Двухколесная техника из игрушек превратилась в один из двигателей прогресса

GQ
Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США Как бывший чиновник из России развивает сеть детских парков «Кидзания» в США

Как россиянину удалось найти влиятельных партнеров на американском рынке

Forbes
Вот что значит белая лошадь, которую встретила Арья в финале пятой серии «Игры престолов» Вот что значит белая лошадь, которую встретила Арья в финале пятой серии «Игры престолов»

Откуда в Королевской Гавани взялась белая лошадь?

Maxim
Стася Милославская: «Вообще, я везунчик!» Стася Милославская: «Вообще, я везунчик!»

На телеканале СТС с успехом прошел сериал «90-е. Весело и громко» с ее участием

Караван историй
Почему так трудно бросить партнера, который плохо с нами обращается? Почему так трудно бросить партнера, который плохо с нами обращается?

Поведение тех, кто терпит издевательства над собой, может казаться абсурдом

Psychologies
Hyundai i30 N Hyundai i30 N

Вместе с латинской N в имени «корейский гольф» обрел новую индивидуальность

Quattroruote
Как попасть под амнистию: три простых способа Как попасть под амнистию: три простых способа

Какие льготы предлагает новый этап амнистии капиталов

Forbes
Майкл Фассбендер: «Когда тебе за 40, самое время осваивать что-то новое» Майкл Фассбендер: «Когда тебе за 40, самое время осваивать что-то новое»

Выяснили у Майкла Фассбендера, каково ему прощаться с героем франшизы «Люди Икс»

Cosmopolitan
Генетика на кухне: как Россия может стать драйвером нового мирового рынка Генетика на кухне: как Россия может стать драйвером нового мирового рынка

Генно-инженерные исследования становятся все ближе к массовому потребителю

Forbes
Как бояться и делать, или Исповедь отчаянной трусихи Как бояться и делать, или Исповедь отчаянной трусихи

Что делать, если вы не смельчак, и как побороть страх перед неудачей?

Psychologies
5 вопросов, на которые надо ответить, прежде чем съезжаться с девушкой 5 вопросов, на которые надо ответить, прежде чем съезжаться с девушкой

Потому что мотивация «так будет дешевле квартиру снимать» — так себе

Playboy
Владимир Овчаренко: «Яхта или самолет есть у многих, а «Золотого фонда» – ни у кого» Владимир Овчаренко: «Яхта или самолет есть у многих, а «Золотого фонда» – ни у кого»

Владимир Овчаренко рассказал, почему элита опасается современного искусства

GQ
Майндфулнес и практика внимательности, или как используют медитацию в компаниях Майндфулнес и практика внимательности, или как используют медитацию в компаниях

Медитация давно перестала восприниматься как нечто эзотерическое

Forbes
5 шагов к обретению жизненного баланса 5 шагов к обретению жизненного баланса

Действительно ли необходим баланс между работой и жизнью

Psychologies
Lana Pozhidaeva: «В один момент я решила начать все с нуля и переехать в Европу» Lana Pozhidaeva: «В один момент я решила начать все с нуля и переехать в Европу»

Лана Пожидаева рассказала, как и почему уже не раз поменяла место жительства

Cosmopolitan
Обзор игры Anno 1800: мера всех строительных вещей Обзор игры Anno 1800: мера всех строительных вещей

Любите строительные стратегии? Если да, то Anno 1800 для вас

CHIP
Открыть в приложении