Насколько велик рынок грузоперевозок в России?

РБКБизнес

Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса»

Насколько велик рынок грузоперевозок в России, каковы показатели его цифровизации и почему в отрасли ждут бурного роста диджитал-инструментов? На эти и другие вопросы РБК ответил Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Беседовал Антон Погорельский

Илья Дмитриев, управляющий директор и председатель совета директоров группы компаний «Монополия»

Почему рынок уходит из серой зоны

РБК: Когда мы говорим о рынке грузоперевозок в России, о каких суммах идет речь?

И. Д.: Почти каждый товар, продающийся в магазине, перевезен грузовым автомобилем: на колесный транспорт приходится 70% объема всех перевозок в стране. Оценки рынка разнятся, хотя его масштаб способен удивить не погруженных в тему людей.

По данным Strategy Partners, рынок FTL (full truck load — грузоперевозки с полной загрузкой машин товаром одного заказчика. — РБК) достиг отметки в ₽1,9 трлн по итогам 2022 года. В исследовании аудиторско-консалтинговой компании Kept другая цифра — ₽3,5 трлн. Для сравнения: оборот рынка пассажирских такси в 2022 году снизился до ₽985 млрд.

РБК: С чем связан разброс цифр в оценках рынка?

И. Д.: С непрозрачностью части рынка и разной политикой агентств касательно того, каких перевозчиков включать в исследования.

РБК: Когда ожидать обеления рынка?

И. Д.: В ближайшие пять лет. Но без усилий крупных компаний результата не достичь. Например, у нас на платформе Monopoly.Online жесткие критерии отбора для попадания на площадку. Перевозчики и компании, которые не платят налоги, работают всерую, просто не смогут получить доступ.

РБК: Настолько такие цифровые решения характерны для сферы грузоперевозок в России?

И. Д.: По данным Kept, проникновение онлайн-решений в России не превышает 1%. В США показатель варьируется от 2 до 5%, в Китае — 11%. Разница вызвана разной степенью концентрации рынка. В США среди перевозчиков доминируют крупные компании: большим перевозчикам не нужны платформы, они самостоятельно строят бизнес. А в Китае — как и в России — на одного перевозчика в среднем приходится четыре грузовика.

Зарубежный опыт показывает, что рынок грузоперевозок способен развиваться, только оперируя большими данными. Их могут агрегировать логистические платформы. И это «голубой океан» для бизнеса: цифровые грузоперевозки ждет всплеск активности, сопоставимый разве что с бумом онлайн-торговли.

Отраслевые эксперты Kept ожидают, что уровень проникновения цифровых платформ на рынке FTL в России к 2026 году составит от 5 до 8%.

Для чего нужны агрегаторы перевозок

РБК: Зачем онлайн-платформы грузовладельцам?

И. Д.: Чтобы найти транспорт. Сейчас на рынке остро не хватает перевозчиков, растут тарифы — на 30–40% в год. Поэтому владельцы грузов готовы пробовать новое и открываться для небольших игроков. Компании, которые ранее были не готовы размещаться онлайн и работали только через тендерные контракты, сейчас представлены на онлайн-площадках. Это обеспечивает им бесперебойный вывоз товаров.

Кроме того, грузоотправители, имеющие собственный автопарк, сталкиваются с теми же проблемами, что и перевозчики: например, порожние пробеги (движение транспортного средства без груза от пункта выгрузки к пункту погрузки. — РБК). Тогда они приходят на сайт-агрегатор, чтобы взять груз и не ехать пустыми.

РБК: А зачем это транспортным компаниям?

И. Д.: Агрегаторы открывают доступ маленькому перевозчику к большому грузовладельцу. Обычно крупный грузовладелец распределяет тендерные заказы между 10–15 крупными подрядчиками, и предприниматель с одной или несколькими фурами не может попасть в этот список. Агрегаторы получают эти заказы и распределяют их между грузоперевозчиками: и крупными, и малыми, и даже ИП с единственным грузовиком.

Кроме того, бизнес перевозчика начинает работать эффективнее, когда пробеги без груза становятся минимальными. С ограниченным числом заказчиков риск ехать пустым возрастает. Платформа дает доступ к большому объему заказов по любому направлению и времени.

РБК: Почему возник дефицит грузоперевозчиков?

И. Д.: Это очень капиталоемкий рынок: грузовики и их обслуживание стоят дорого. Помимо этого, не хватает водителей, а в логистическом бизнесе много барьеров, из-за которых сюда не заходят игроки с небольшими деньгами. Зато для компаний с крупными бюджетами и инвесторов это предельно привлекательный рынок.

Пока насыщение не произошло, крупные игроки стараются по мере сил помогать малым компаниям. К примеру, в рамках проекта «Монополия.Бизнес» мы предоставляем водителям фуры в аренду с правом выкупа по условиям более выгодным, чем в среднем по рынку. Мы также обеспечиваем скидками на топливо, системой дорожных сервисов и потоком заявок. Сама идея платформы — дать маленькому перевозчику инструменты большой компании.

По данным Kept, в 2022 году на рынке FTL-перевозок эксплуатировали 584 тыс. тягачей. В сегменте в основном работают физлица и индивидуальные предприниматели. Преимущественно они пользуются фурами, чей срок эксплуатации превышает 15 лет.

Куда движутся онлайн-платформы

РБК: Как работают онлайн-платформы для организации грузоперевозок?

И. Д.: Они позволяют грузовладельцам любого размера размещать заявки на онлайн-витрине. С помощью алгоритмов динамического ценообразования заявки распределяются между перевозчиками. На всем пути взаимодействия с платформой они могут пользоваться множеством сервисов: удобные мобильные приложения для логистов и водителей, быстрые оплаты за рейс, покупка топлива со скидками, дорожные сервисы, удобный документооборот и аналитика по рейсу. Так работает Monopoly.Online и аналогичные агрегаторы.

РБК: Чего не хватает российским онлайн-платформам для грузоперевозок?

И. Д.: Выявления реальных проблем клиентов с помощью исследований и обратной связи. Главная «боль» перевозчиков — это кассовый разрыв, так как оплата от отправителя зачастую приходит через два-три месяца. Это сложившаяся асимметрия рынка: у небольших перевозчиков нет переговорной силы для того, чтобы получать приемлемые условия. Они вынуждены соглашаться на большие сроки оплат, лишаясь средств на развитие бизнеса, а порой и на текущие платежи.

Все площадки стремятся решить эту проблему. Все больше компаний заключают партнерства с факторинговыми сервисами и банками. Мы тоже развиваемся, расширяя портфель финтех-продуктов. К примеру, мы одними из первых в России запустили оплату перевозчикам сразу после погрузки без комиссии.

РБК: Откуда берете на это деньги?

И. Д.: Пока из оборотного капитала. Дорого, но что поделать: без инвестиций не добиться роста. Сейчас ведем переговоры с несколькими финансовыми институтами: рассчитываем, что дальше с их помощью сможем переводить оплату перевозчикам быстрее, не расходуя при этом собственный капитал.

РБК: Какой еще функционал востребован на рынке?

И. Д.: Алгоритмы динамического ценообразования. Они позволяют выстроить справедливую для всех цену на перевозку. Только крупные платформы обладают тем объемом данных, которые позволяют алгоритмам работать качественно и эффективно соединять груз и перевозчика. В то же время это не означает, что отправители грузов понесут больше расходов на логистику. Наоборот, это будет win-win.

РБК: Как дальше развиваться онлайн-платформе для грузоперевозок?

И. Д.: Необходимо пристальнее смотреть на возможности неорганического роста. В этом году мы завершили сделку по приобретению контрольного пакета в группе компаний конкурента. Сделка позволила расширить регионы присутствия, увеличить обороты, масштабировать проект «Монополия.Бизнес».

Поэтому для себя рассматриваем различные варианты роста, в том числе за счет новых сделок по приобретению игроков на рынке.

Кроме того, сейчас компании-агрегаторы в России и мире интересуют сегменты, которые дополнят ценностное предложение и увеличат портфель цифровых продуктов.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Туманные горизонты Туманные горизонты

Компаниям придется продолжить адаптацию к радикально изменившимся условиям

РБК
Стать отцом и не утратить мужественность: как это сделать — интервью с психологом Стать отцом и не утратить мужественность: как это сделать — интервью с психологом

Плохо ли для отца быть чувствительным и эмпатичным?

Psychologies
Собираясь к Ганимеду Собираясь к Ганимеду

Европейское космическое агентство готовится к запуску зонда в систему Юпитера

Популярная механика
Антистресс-питание: что есть, чтобы помочь психике Антистресс-питание: что есть, чтобы помочь психике

Откуда организму брать ресурсы, чтобы справляться с бесконечным стрессом?

Psychologies
В Египте раскопали нетронутые жреческие погребения с большим количеством заупокойной утвари В Египте раскопали нетронутые жреческие погребения с большим количеством заупокойной утвари

В Египте Найдены мумии в расписных саркофагах и тысячи ушебти

N+1
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Величественный Амбуаз, окруженный парком Шамбор и охотничий замок Франциска I

Знание – сила
Самые маленькие автомобили в мире Самые маленькие автомобили в мире

Гиганты и карлики существуют не только в живом мире, но и в мире техники

Зеркало Мира
Новый BMW X2 – это X1 в ярких кроссовках Новый BMW X2 – это X1 в ярких кроссовках

Новый BMW X2 в новом кросс-купе стиле вырос во всех направлениях

4x4 Club
Выплыть из омута: фильмы про абьюз, одержимость и выход из нездоровых отношений Выплыть из омута: фильмы про абьюз, одержимость и выход из нездоровых отношений

11 фильмов про абьюз, которые стоит посмотреть

Forbes
История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет

Сериалы, в которых взгляд на историю достаточно глубок

Правила жизни
Изменение климата снизило успех гнездования птиц на сельхозугодьях почти вдвое Изменение климата снизило успех гнездования птиц на сельхозугодьях почти вдвое

Периоды экстремально высоких и низких температур сказались на гнездовании птиц

N+1
Что делать, если Wi-Fi плохо работает в отдельных местах квартиры Что делать, если Wi-Fi плохо работает в отдельных местах квартиры

Как избавиться от «мертвых зон» роутера?

CHIP
«Обучение служением» | Service Learning «Обучение служением» | Service Learning

Мировой тренд «Обучение служением» приходит в Россию

Позитивные изменения
От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино От бунтарок до жертв насилия: как меняется образ девочек-подростков в российском кино

Как с архетипом девочек-подростков работает отечественная киноиндустрия

Правила жизни
Как извержение вулканов влияет на атмосферу Как извержение вулканов влияет на атмосферу

Как извержение вулканов меняет состояние земной атмосферы и климат

СНОБ
Под высоким напряжением Под высоким напряжением

Как быстро успокоить себя и перестать нервничать: советы психолога

Лиза
5 фантастических историй с искусственным интеллектом в роли главного героя 5 фантастических историй с искусственным интеллектом в роли главного героя

Книги, в которых роботы становятся главными героями

Maxim
«После „Брата“ все решили, что в 90‑е так ходили» «После „Брата“ все решили, что в 90‑е так ходили»

Как костюмы формируют и ломают стереотипы в кино

Weekend
5 мифов про безалкогольное пиво 5 мифов про безалкогольное пиво

Порошок, калории и спорт: самые распространенные мифы о безалкогольном пиве

Maxim
Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение

Могло ли землетрясение 2023 года в Турции быть искусственным?

Зеркало Мира
Лучше, чем люди: могут ли цифровые «двойники» стать проблемой для общества Лучше, чем люди: могут ли цифровые «двойники» стать проблемой для общества

Стоит ли бояться цифровых «двойников»?

Forbes
По целому подряду причин: почему IT-аутсорсинг становится в России все популярнее По целому подряду причин: почему IT-аутсорсинг становится в России все популярнее

Пока мировой рынок IT-аутсорсинга демонстрирует весьма умеренный рост

Forbes
Куда идут роботы Куда идут роботы

Как делают железных «друзей человека»? Рассказал инженер Антон Рогачев

Эксперт
Вертикальное выражение горизонтального желания: 10 лучших фильмов о танцах Вертикальное выражение горизонтального желания: 10 лучших фильмов о танцах

Доставай диско-шар — пришло время сальсы, буги-вуги, балета, хип-хопа и вальса!

VOICE
Как остановить психологическую манипуляцию: пошаговое руководство Как остановить психологическую манипуляцию: пошаговое руководство

Как распознать, что вами пытаются манипулировать?

Psychologies
Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты

Как болезнь Лайма изменила жизнь Рена и сказалась на его творчестве

Forbes
Пишет о детях, но для взрослых: 5 фактов о лауреате «Ясной поляны», писательнице Александре Николаенко Пишет о детях, но для взрослых: 5 фактов о лауреате «Ясной поляны», писательнице Александре Николаенко

Что нужно знать об Александре Николаенко — значимой современной писательнице

Правила жизни
Объединенные решения Объединенные решения

Как корпоративный мир переживает бум продуктов для внутренних коммуникаций

РБК
Цельный образ Цельный образ

Загородный дом с предметами коллекционного дизайна

SALON-Interior
В ритме трендов: как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и звезды K-pop меняют индустрию моды В ритме трендов: как Фаррелл Уильямс, Канье Уэст и звезды K-pop меняют индустрию моды

Музыка и мода: где заканчивается творчество и начинается суровый бизнес

Forbes
Открыть в приложении