#Эстетственный отбор
«Да что в голове у этих зумеров?» – этот вопрос принято задавать либо с восхищением, либо с ужасом. По просьбе Esquire философ Алиса Загрядская погрузилась в глубины интернета, чтобы исследовать внутренний мир и эстетические ориентиры поколения Z
Едва молодежные субкультуры успели стать популярной темой социологических исследований, как времена опять сменились: панки, готы и эмо вымерли. Еще в нулевых косухи и рок-н-ролльная символика были обмундированием «неформальных» сообществ. Сегодня слово «неформальный» проникло в уставы компаний, которые обещают молодой дружный коллектив и йогу по пятницам, а футболки с названиями метал-групп продаются в масс-маркетах. В 2010 году мотоклуб «Ангелы Ада» судился с модным домом Александра Маккуина из-за использования фирменного черепа с крыльями и выиграл битву, отстояв права на айдентику. Однако война неформальных групп против мейнстрима была проиграна – коммерция поглотила прежние андеграундные стили, лишив их подрывного потенциала.
Субкультуры становились массовыми по мере того, как люди обживали интернет. Эмо-киды, которые были последним неформальным движением, еще попивали «Блейзер» на улицах, однако в их сетевой активности уже можно было увидеть начало конца. Чтобы принадлежать к субкультуре, стало вовсе не обязательно тусоваться у фонтана на площади. Вчерашние неформалы выросли, надели нейтральные свитшоты, взяли коврики для йоги и отправились на работу, смирившись с тем, что 2007-й не вернется.
Отдельные мастодонты остаются верны прежним идеалам, но подростки больше не слоняются по улицам с гитарами. Тем не менее у новых юных не могло пропасть желание самовыражаться и находить компанию по интересам. Что пришло на место молодежных субкультур и есть ли субкультуры у зумеров? Предварительно скажем – и да, и нет.
Что такое эстетики
В 2021 году стремительно набрал популярность хештег aesthetics («эстетика»). Вам наверняка доводилось видеть эти романтичные или дерзкие картинки, объединенные общей темой. Представители поколения Z от них без ума, а вслед за ними уже подтягиваются дизайнеры и модные бренды.
Если в академическом смысле эстетика – это раздел философии, который изучает чувственное восприятие и формы прекрасного (а также ужасного, трагического, комического и так далее), то в популярном значении это набор визуальных образов, задающих настроение. На практике aesthetics – это фото и видео, а также тематические аккаунты и каналы, объединенные общими стилистическими кодами и «вайбом».
В любимых эстетиках выдерживают одежду, домашний интерьер и стиль жизни в целом: от времяпрепровождения до музыки, блюд, фильмов и книг. Пока что похоже на классические субкультуры, не так ли?
Эстетики впитали в себя музыкальные (панк, готика) и другие классические субкультуры, японский стритстайл района Харадзюку (стиль «готических лолит» и косплей) и модные направления из интернета 2010-х (pastel goth, seapunk, гранж в его сетевой фэшнипостаси). Некоторые интернет-стили посвящены национальным культурам, как американский или скандинавский. Другие – жанрам литературы и кино (киберпанк, атомпанк), историческим периодам (например, Викторианской эпохе), спорту (athlete) или определенной локации (urbancore). Существуют aesthetics по классическим стилям искусства вроде ар-нуво или барокко, увлечениям и хобби, праздникам, временам года.
Например, autumn тут – не просто сезон, а форма одежды с шерстяными пальто и вязаными вещами, образный ряд (желтые листья, тыквы, пледы, теплые пряные напитки, свечи) и приглушенно-природная цветовая палитра. christmas тоже превращается в набор символов, заданных рождественскими фильмами: елки, подарки, алый цвет. Для тех, кому в таком Рождестве не хватает собственно религии, есть christcore – стилистика музыкальных групп, исполняющих христианский хардкор, – или образность поп-культурного католицизма в духе сериала «Молодой папа».
Почему их так много и откуда они взялись?
В списках эстетик насчитываются десятки и даже сотни вариантов. Некоторые фокусируются на совсем специфических темах: например, dinocore, отражающий страсть повзрослевших детей к динозаврам, или traumacore, посвященный селфхарму и психическим расстройствам – вернее, их обыгрыванию в нарочито китчевых изображениях. Фактически любое явление может стать эстетикой, если в нем есть последовательно повторяющиеся визуальные мотивы. Если к одной тематической картинке можно добавить похожие, создав мудборд, значит, перед вами целый стиль.