Какие вызовы ждут российскую электротехническую отрасль?

РБКБизнес

Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной»

Генеральный директор компании «Русский Свет» рассказал РБК, какие вызовы ждут электротехническую отрасль после ухода с российского рынка ведущих зарубежных компаний

Беседовала Мария Силаева

Как изменился российский рынок электротехнической продукции за последний год?

Д. Х.: Как и в других отраслях, главный тренд — уход с отечественного рынка ведущих игроков-гигантов: Schneider, ABB, Legrand. В нашем портфеле как компании-дистрибьютора они генерировали порядка 20% выручки. Российских производителей, которые смогли бы заместить полностью весь ассортимент и объем ушедших брендов, сегодня нет, поэтому мы стали изучать китайский рынок и искать производителя, чья продукция не уступает по качеству европейским аналогам. Выходом стал прямой контракт с компанией Chint.

Быстрой адаптации бизнеса способствовали и налаженные каналы параллельного импорта. Ведь на объектах, где уже установлена продукция Schneider, ABB или Legrand, менять ее следует только на аналоги того же производителя. А вот все новые проекты сегодня реализуем уже на базе продукции Chint. Еще одна особенность последнего года — общее падение спроса. Даже сегодня за счет инфляции наш рынок растет, но если считать в штуках — падает.

РБК: Российские игроки могут делать погоду в электротехнике?

Д. Х.: Да, например, Курский электроаппаратный завод, который, на наш взгляд, замещает европейские бренды и выпускает хороший продукт. Но широта ассортимента и мощности производства пока не позволяют полностью перекрыть потребности рынка. Новые игроки, наверное, не появятся на нашем рынке, а вот существующие в перспективе трех лет могут запустить производство и локализовать в России выпуск аналогичной продукции. Я знаю, что есть уже компании, которые запустили проекты и планируют наладить производство к 2025 году.

РБК: Как цифровизация отрасли способствует ускорению реализации новых проектов?

Д. Х.: Активная фаза цифровизации пришлась на 2020 год. Клиенты из числа системообразующих компаний — УГМК, «Северсталь», «Металлоинвест» — имеют распределенные по стране структуры закупок. На практике это большое количество предприятий, где у каждого закупщика свои поставщики со своими ценами и своим ассортиментом. Гигантам интересно выбирать стратегического партнера один раз, чтобы в том числе фиксировать цены, сделать процедуру закупки прозрачной и оптимизировать человеческие ресурсы на закупку. Для этого мы некоторое время назад разработали и запустили свой b2b-портал RS24.RU с множеством полезных инструментов, с помощью которого закупки могут проходить именно по фиксированным ценам, с разными уровнями доступа, своей системой утверждения заявок закупщиков их руководителями.

Второй важный момент — интеграция между нашим b2b-порталом и учетными системами контрагентов. Здесь используется в том числе технология электронного обмена данными —  EDI: обмен номенклатурой и техническими характеристиками, обмен заказами, электронный документооборот. Коробочные продукты, особенно иностранные, в российской электротехнике работают плохо.

РБК: Можно ли назвать такой портал маркетплейсом?

Д. Х.: Наш b2b-портал гораздо более функциональный, чем просто маркетплейс, в котором можно собрать корзину и оформить заказ. В нем есть разделение уровней доступа между группами предприятия, где каждая видит только свой раздел. Есть массовая заливка заявок из учетной системы клиента, утверждение заявок руководителями закупщиков, есть возможность выгрузить документацию и аналитику за прошлые периоды, подключить ЭДО и обмениваться юридически значимыми документами, минуя бумажные носители. Отдел клиентского маркетинга «Русского Света» постоянно изучает бизнес-клиентов и лучшие практики переносит уже в виде готовых решений на b2b-портал.

К слову, разрабатывался он более десяти лет, и начинали мы именно как интернет-магазин, однако со временем поняли, что нашим контрагентам такое решение неинтересно. Поэтому мы пошли в куда более сложную историю с разработкой специальных сервисов именно под конкретные потребности клиентов. Делим их на четыре основных сегмента — строительно-монтажные организации (застройщики и генподрядчики), крупные производственные предприятия и холдинги, региональные оптовые компании, DIY и классические розничные магазины. Под каждое направление есть свой сервис.

РБК: Когда контрагент — очень крупная компания, подход отличается?

Д. Х.: У нас есть отдельные площадки для взаимодействия, например, с «Северсталью» или УГМК. Такие площадки, куда запускают поставщиков, работают по схожим схемам. Сначала поставщики проходят тендерные процедуры. Если их цены, сроки поставок, ассортимент подходят, такую компанию пропускают на собственный маркетплейс. У УГМК порядка 50 предприятий, разные закупщики покупают разный ассортимент. Что касается нас, если раньше один и тот же автоматический выключатель разные предприятия одного холдинга закупали у десяти производителей, сейчас была проведена нормализация номенклатуры, и закупается строго та позиция, которая есть в утвержденном ассортименте. Подобная унификация способствует и взаимозаменяемости продукции, и общему подходу к закупкам со стороны главных энергетиков отдельных предприятий.

Разработка подобных торговых площадок — дело долгое, сложное и дорогое. Поэтому маркетплейсы такого типа становятся бизнес-продуктами, к которым новые компании со стороны станут подключаться уже на коммерческих условиях.

РБК: Несколько лет назад многие российские предприятия взяли курс на устойчивую энергетику. Что изменилось?

Д. Х.: В ближайшее время это не основная задача экономики нашей страны. Нам нужно закрыть пробелы в доступе к технологиям и уже потом начинать переход на зеленую энергетику и перестройку всей энергосистемы страны. Но мы продолжаем вести проекты с нашими клиентами по снижению потребления электроэнергии на производстве, в том числе переоснащать цеха на светодиодное освещение, внедрять более современные решения в области распределения электроэнергии.

РБК: Что ждет российский рынок электротехнической продукции в ближайшее время?

Д. Х.: Объем рынка останется стабильным: без ввода новых зданий, инфраструктурных проектов в любой отрасли экономика просто не выживет. А где стройки, там, естественно, поставки электротехнической продукции. Главная задача — заместить то, что ушло, локализовать нужные производства в нашей стране. При этом не следует опасаться определенной зависимости от китайских поставок. В России сейчас имеются возможности управлять этими процессами. Да, какие-то контроллеры мы ждем из-за рубежа, но программировать их под собственные нужды давно умеем сами.

Любой непростой период для отрасли — время консолидации бизнеса, увеличение доли рынка под контролем сильных игроков. Себя мы причисляем к ним: буквально пару недель назад подписали соглашение об аренде крупнейшего современного складского комплекса в районе Домодедово, активно развиваем собственную логистическую сеть, причем не только в столичном регионе. Принципиально новых игроков на нашем рынке ожидать преждевременно. Слишком высок порог входа.

Фото: пресс-служба

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Русский авиапром отвоевывает небо Русский авиапром отвоевывает небо

«Суперджет» и серьезный рывок на пути к обретению звания «российский самолет»

Эксперт
Ошибка выживавшего Ошибка выживавшего

Как опыт нелюбви сделал Виктора Шкловского настоящим писателем

Weekend
Рубен Ениколопов: «В экономике нельзя все время жить на болеутоляющем» Рубен Ениколопов: «В экономике нельзя все время жить на болеутоляющем»

Почему в кризисы возрастает роль малого и среднего бизнеса?

РБК
Предвестники жизни Предвестники жизни

На астероиде Рюгу найден компонент РНК

Наука
Разведка доложила точно Разведка доложила точно

Есть мнение, что агентурная сеть сыграла определяющую роль в Курской битве

Дилетант
Профессия мечты: чем занимается дегустатор — и почему не каждый может им стать Профессия мечты: чем занимается дегустатор — и почему не каждый может им стать

В чем заключается профессия дегустатора? Каких навыков она требует?

Psychologies
Полимеры нам не по зубам Полимеры нам не по зубам

Российский химпром не поспевает за развитием косметической стоматологии

Эксперт
Пальчики оближешь! 5 оригинальных и очень вкусных маринадов для шашлыка Пальчики оближешь! 5 оригинальных и очень вкусных маринадов для шашлыка

Мы собрали подборку лучших маринадов для шашлыка — выбирайте любой!

ТехИнсайдер
Производство Toyota FJ Cruiser официально прекращено. А жаль Производство Toyota FJ Cruiser официально прекращено. А жаль

История странноватого внедорожника Toyota FJ Cruiser

4x4 Club
Как Сталлоне покорил мир: факты о кинофраншизе «Рокки». Вы этого не знали! Как Сталлоне покорил мир: факты о кинофраншизе «Рокки». Вы этого не знали!

Уже больше 45 лет фильмы о боксере Рокки занимают и взрослых, и детей

ТехИнсайдер
Lada снова будет конкурировать с «Москвичом». Чей кроссовер лучше Lada снова будет конкурировать с «Москвичом». Чей кроссовер лучше

Сравниваем кроссоверы от «Москвич» и Lada и оцениваем их возможности

РБК
Очень Важная Вечеринка: как подготовить лицо к макияжу, если тебя ждет значимое мероприятие Очень Важная Вечеринка: как подготовить лицо к макияжу, если тебя ждет значимое мероприятие

Хочешь даже на семейном празднике выглядеть как актриса на красной дорожке?

VOICE
Красный маркер обиды Красный маркер обиды

Зачем нужна обида? И как с ней жить?

Здоровье
Я сказал, Картавый Я сказал, Картавый

Как простой автомобильный блогер стал одним из самых популярных документалистов?

Robb Report
«Грызня»: блестящий сериал о ненависти, мести и поисках настоящей жизни «Грызня»: блестящий сериал о ненависти, мести и поисках настоящей жизни

«Грызня» — комедийная драма о незнакомцах, решивших отравить жизнь друг другу

Forbes
Большая кампания для небольших компаний Большая кампания для небольших компаний

Промышленная ипотека: все нюансы и тонкости

Эксперт
Как ускорить работу ноутбука: 6 полезных советов Как ускорить работу ноутбука: 6 полезных советов

Как ускорить ноутбук или повысить его производительность?

CHIP
Опасно, не смешивать! Опасно, не смешивать!

Узнали у врача, какие бьюти-средства лучше не использовать одновременно

Лиза
Стоп, снято! 5 познавательных книг о кинорежиссуре Стоп, снято! 5 познавательных книг о кинорежиссуре

5 отличных книг о кино, написанных профессионалами своего дела

ТехИнсайдер
Эффект наращивания: 5 домашних способов отрастить длинные и крепкие ногти Эффект наращивания: 5 домашних способов отрастить длинные и крепкие ногти

Простые рецепты целебных масок для фантастического роста ногтей

VOICE
Это простуда или аллергия? Как отличить симптомы двух заболеваний Это простуда или аллергия? Как отличить симптомы двух заболеваний

Главные отличия аллергической реакции организма от простудной

ТехИнсайдер
Плохая дочь или нерадивая сестра: какими бывают семейные роли и как мы их играем Плохая дочь или нерадивая сестра: какими бывают семейные роли и как мы их играем

В романе «Роза» из небольших фрагментов памяти складывается сложный образ

Forbes
Как из салона: звездные мастера маникюра раскрыли свои секреты нанесения покрытия Как из салона: звездные мастера маникюра раскрыли свои секреты нанесения покрытия

Идеальный домашний маникюр без пятен и вмятин? Проще сказать, чем сделать!

VOICE
Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях Красота спасет... жизнь: истории женщин, выживших в лагерях

Эти женщины смогли победить саму смерть, а главное - не предать себя

Караван историй
5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор 5 типов токсичных родителей: как исправить отношения — психологический разбор

Пять типов токсичных матерей и отцов и способы пересмотреть отношения с ними

Psychologies
В России снова начались продажи машин Iran Khodro. Цены и подробности В России снова начались продажи машин Iran Khodro. Цены и подробности

Первые продажи иранских машин по параллельному импорту стартовали в России

РБК
Как «развестись» с бизнес-партнером так, чтобы не было больно Как «развестись» с бизнес-партнером так, чтобы не было больно

Как расстаться с бизнес-партнером безболезненно и даже выйти в плюс от этого?

Inc.
Я — Сноб: ресторатор Дмитрий Левицкий Я — Сноб: ресторатор Дмитрий Левицкий

Ресторатор Дмитрий Левицкий рассказал о блюде, без которого он не может жить

СНОБ
Солнце в банке Солнце в банке

Как выбрать ту, которую по праву можно назвать «царицей полей»?

Лиза
Правила жизни Фила Найта Правила жизни Фила Найта

Фил Найт: бизнесмен, сооснователь компании Nike

Правила жизни
Открыть в приложении