Число вышек сотовой связи в России ежегодно растет на 7%

РБКБизнес

Бизнес на башнях

Число вышек сотовой связи в России ежегодно растет на 7% из-за увеличения трафика в сетях. Операторам становится выгоднее арендовать инфраструктуру у независимых операторов, чтобы больше вкладывать в развитие профильного бизнеса.

Текст: Александр Кочетов

Фото: Сергей Миххев / Коммерсантъ

По итогам прошлого года объем рынка телекоммуникаций в России составил 1,73 трлн руб. при росте 2,1%, подсчитали аналитики «ТМТ Консалтинга». Большую часть выручки обеспечили операторы мобильной связи. Так, по данным корпоративной отчетности, выручка МТС в России в 2019 году составила 472,6 млрд руб., «МегаФона» — 343,4 млрд руб., «ВымпелКома» — 289,9 млрд руб., Tele2 — 163,3 млрд руб. По данным «ТМТ Консалтинга», на 147 млн жителей страны приходится 260 млн сим-карт. При этом граждане пользуются гаджетами все активнее: только в первом полугодии трафик в сотовых сетях, по данным Минкомсвязи, вырос в полтора раза, достигнув 5 млрд гигабайт.

В этой ситуации растет нагрузка и на инфраструктуру операторов мобильной связи. Согласно данным AC&M Consulting, по итогам 2019 года число антенно-мачтовых сооружений приблизилось к 79 тыс., при этом ежегодно их количество увеличивается на 7%. По числу вышек, мачт и других конструкций для размещения объектов сотовой связи Россия уже находится на первом месте в Европе, а в мире уступает лишь Китаю, США, Индии, Японии и Индонезии.

Экспансия независимых

Примечательно, что из 5 тыс. введенных в 2019 году в строй вышек половину запустили независимые инфраструктурные компании. По данным AC&M Consulting, их парк растет на 20–30% ежегодно, в то время как сами операторы увеличивают свою базу лишь на 3–4% объектов в год. Лидером прироста среди независимых игроков стала компания «Русские башни», построившая в 2019 году 1,1 тыс. вышек, доведя общий портфель до 5 тыс. объектов (сегодня портфель компании превысил 6 тыс. объектов). Более половины вышек связи инфраструктурные компании ввели в строй в Москве. В AC&M Consulting поясняют, что именно в столице операторы, в частности МТС и «МегаФон», «испытывают самую большую потребность в новых сайтах для сгущения сетей». В 2020 и 2021 годах аналитики ожидают запуска в эксплуатацию не менее 4 тыс. объектов сотовой связи ежегодно, прогнозируя, что половину нового парка обеспечат независимые компании. «Более половины новых станций вводится в строй не для расширения пятна покрытия, а чтобы обеспечить адекватную емкость сети в условиях беспрецедентного роста трафика», — объясняют в AC&M Consulting.

В то же время модернизация и расширение покрытия сотовых сетей укладываются в цели и задачи нацпроекта «Цифровая экономика». Согласно направлению «Информационная инфраструктура», к 2024 году в России все автодороги федерального значения должны быть обеспечены сотовой связью, во всех городах-миллионниках должны быть развернуты сети 5G, причем последние технологии к этому сроку должны использоваться как минимум в пяти отраслях экономики. В исследовании AC&M Consulting говорится о готовности операторов и инфраструктурных компаний к развертыванию сетей 5G. При этом аналитики отмечают присутствие «Русских башен» в 2019 году уже в 63 регионах страны, «Сервис Телекома» — в 17 регионах, компании «Вертикаль» — в десяти.

Вышки и арендаторы

Инфраструктурные компании зарабатывают на сдаче своих объектов в аренду нескольким операторам одновременно. По данным AC&M Consulting, речь идет о среднемесячной ставке 27 тыс. руб. за место на вышке. В «Русских башнях» рассказывают, что еще десять лет назад первых клиентов из Tele2 приходилось уговаривать арендовать стартовые 55 башен. Технический директор «Tele2 Россия» Ритварс Криевс вспоминал в беседе с РБК+, что оператор решил попробовать воспользоваться такими услугами, поскольку «увидел реальную возможность экономии». Развитию бизнеса помогала конъюнктура — кризис 2008 года и переход операторов сотовой связи на LTEсети в 2013 году. «В годы финансовых кризисов операторы с большим энтузиазмом начали использовать эти возможности. У них всплывает необходимость погашения долгов, и инвестиции в оборудование становятся накладными из-за роста курса валют. Они с удовольствием экономят, если есть на чем», — рассуждает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев.

Услуги инфраструктурных компаний снимают с операторов сотовой связи бремя капитальных вложений и эксплуатационных расходов на техническое обслуживание базовых станций. Фото: Яков Андреев/РИА Новости

Сейчас уговаривать операторов уже не приходится. В 2019 году емкость арендного рынка вышек сотовой связи, по данным AC&M Consulting, приблизилась к 6 млрд руб., причем выручка инфраструктурных компаний может вырасти еще на 600–700 млн руб. в год. Президент группы компаний «Русские башни» Александр Чуб объясняет всплеск интереса к услугам независимых компаний так: «Основное преимущество для операторов от партнерства с нами заключается в том, что они не тратят средства и время на решение стандартных инфраструктурных задач, а могут сосредоточиться на поиске новых способов развития бизнеса и управления клиентскими ожиданиями. Помимо экономической эффективности такого сотрудничества операторы получают гарантированную, стабильную техническую поддержку». Михаил Алексеев согласен с такой оценкой: «Операторам все время требуется существенное уплотнение числа сайтов. Если они будут развиваться быстро, значительная часть объектов может достаться инфраструктурным компаниям. Потому что может оказаться, что с большой скоростью операторы просто не смогут строить». Основатель международной аналитической компании TowerXсhange Кирон Осмотерли говорит, что услуги инфраструктурных компаний снимают с операторов «бремя капитальных вложений и эксплуатационных расходов на техническое обслуживание, позволяя сосредоточить свои инвестиции на новых технологиях, улучшении качества обслуживания клиентов и конкурентоспособных тарифах». Эксперт также считает, что независимые компании эффективнее используют ресурсы — и кадровые, и материальные.

В AC&M Consulting ожидают роста арендной выручки независимых компаний в РФ до 7 млрд руб. по итогам 2020 года, рассчитывая, что их парк в ближайшие год-два достигнет 15 тыс. конструкций. Примечательно, что по ключевому показателю инфраструктурных компаний — tenancy ratio (коэффициент аренды; определяет число операторов на одну вышку) — Россия идет вровень с рынками других стран. По данным TowerXchange, у «Русских башен» и американской American Tower в среднем приходится 1,8 арендатора на одну башню, у испанской Cellnex — 1,4, у немецкой Deutsche Funkturm — 2,3.

Консолидация башен

В то же время российский рынок отличается от других стран отсутствием масштабных сделок. В Северной Америке и Азии операторы «продают портфели объектов башенным компаниям, а последние быстро набирают критическую массу сайтов для достижения высокой эффективности операционных процессов», говорится в исследовании AC&M Consulting. По данным TowerXсhange, из 4,8 млн башен и крышных конструкций для сотовой связи в мире почти 70% принадлежит инфраструктурным операторам. К примеру, в Европе им принадлежит почти 64% сайтов, в Индии — 83%, а в Китае — все 100%, перечисляет Кирон Осмотерли. Планы по аналогичным сделкам анонсировались и в России. Так, в 2017 году в «ВымпелКоме» заявляли о желании продать 13 тыс. вышек «Русским башням» за $700 млн, а в 2019 году стало известно о переговорах структур «МегаФона» о продаже 17 тыс. конструкций за 85–95 млрд руб. В последнем случае сделка привела бы к образованию второй в Европе по размеру портфеля независимой компании после Cellnex, отмечали в TowerXchange. Но до продаж дело не дошло. «Это всегда вопрос разных точек зрения на справедливую стоимость. Операторы исходили из затраченных средств на строительство, а инфраструктурные компании смотрели, сколько они могли бы на этом заработать», — рассуждает Михаил Алексеев, который говорит, что последние готовы были платить максимум $50 тыс. в пересчете на вышку, тогда как операторы могли хотеть вдвое больше. Александр Чуб говорит, что с учетом темпов роста собственного парка у инфраструктурных компаний желание покупать может исчезнуть вовсе, давая понять, что значительную долю продаваемых операторами инфраструктурных портфелей занимают устаревшие объекты. Впрочем, слияния и поглощения на этом рынке все же не редкость. Речь о целом классе мелких инвесторов, строящих пять—десять вышек, сдающих их операторам в аренду, а затем пытающихся продать их инфраструктурным компаниям. В исследовании AC&M Consulting рост парка «Русских башен» и «Сервис Телекома» связывался в том числе и с «удачными приобретениями небольших портфелей». Впрочем, Михаил Алексеев дает понять, что такие сделки совершаются все реже из-за «кабальных условий долгосрочных договоров аренды», которые операторы сотовой связи навязывают мелким инвесторам.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Коробка без рака Коробка без рака

Стартап молодого ученого из Москвы получил гранты на диагностику онкологии

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
На ошибках учатся На ошибках учатся

Леонид Жуков — об ответственности людей и машин за принятие критических решений

РБК
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Рейтинг доверия Рейтинг доверия

Дмитрий Марков — о рисках и преимуществах биометрических систем

РБК
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
«Ждем, когда 5G станет реальностью, а не только поводом для хайпа» «Ждем, когда 5G станет реальностью, а не только поводом для хайпа»

Александр Чуб — о том, как в России развивается инфраструктура для сотовой связи

РБК
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Месть внука Месть внука

Сын казнённого царевича Алексея едва не пустил прахом все начинания деда

Дилетант
Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов Никита Мещерский: Как король полного привода отстал от конкурентов

Audi Quattro — культовый полноприводный автомобиль

4x4 Club
Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви Оксфорды, но не броги. Виды классической мужской обуви

Обзор мужской обуви, в которой должен разбираться настоящий джентльмен

Playboy
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Молодые годы Колчака Молодые годы Колчака

Александр Колчак — не только военный, но и ученый-океанограф

Знание – сила
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе

Какие правила следует соблюдать, если вы хотите сделать успешную рекламу?

Inc.
Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего Ветряки, солнечные панели и декарбонизация бизнеса: какой будет энергетика будущего

Есть ли у человечества возможность отказаться от грязных ресурсов?

Forbes
Мир велик, как баобаб Мир велик, как баобаб

На скольких языках говорят африканцы?

Знание – сила
Давление ниже плинтуса Давление ниже плинтуса

Простые и эффективные способы привести его в норму без таблеток

Лиза
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
Сахар: есть или не есть Сахар: есть или не есть

С чем связана наша зависимость от быстрых углеводов и стоит ли с ней бороться

Монокль
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость» Игорь Цвирко и Кристина Кретова: «Стекла в пуантах – это глупость»

Солистка Большого Кристина Кретова и премьер Игорь Цвирко ведут друг друга

VOICE
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении