Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»
Цифровые социальные лифты и футуристические мегаполисы, созданные нейросетями, хакеры мыслей и вечная жизнь. Что ждет человечество к 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество? О фантастике, которая становится реальностью, «РБК Трендам» рассказал российский экономист и прогнозист Александр Чулок

Долгосрочный вклад в завтра
Для многих развитых стран прогноз на 30–40 лет — не футурология, а практически инвестиционные планы. Горизонт 2050 года все чаще появляется в мировых форсайтах и прогнозах. Экономисты все чаще вспоминают о больших циклах Кондратьева*, обсуждая начало новой волны до 2060–2070 годов. Когда мы выстраиваем долгосрочные стратегии, то обычно отталкиваемся от жизненного цикла объекта прогнозирования, то есть от того, насколько быстро меняются процессы в экономике, обществе, науке и технологиях. В последние 10–15 лет основным горизонтом был 2030 год. Сейчас точка сборки — это 2045–2050 годы.
*Циклы Кондратьева — периодические циклы сменяющихся подъемов и спадов современной мировой экономики продолжительностью 45–60 лет, описанные в 1920-е годы советским экономистом Николаем Кондратьевым.
Многие процессы имеют долгосрочные эф фекты, их надо контролировать уже сейчас. Это изменение климата, создание искусственной жизни, включая вирусы, проектирование городов, повышение готовности общества к различным рискам — от природных до техногенных, перестройка промышленности и экономики на новую технологическую базу. Поэтому страны, которые выстраивают такую долгосрочную игру в будущее, хотят понимать контуры того, что может произойти. Скорости распространения технологий, принятия решений и появления новых рынков резко возросли. Если раньше технология могла интегрироваться в нашу жизнь десятилетиями, то сейчас это могут быть дни — взять хотя бы ChatGPT, нейросети или победоносное шествие игры Pokemon GO несколько лет назад.
Чтобы быть успешными и конкурентоспособными во временном периоде 2030–2050 годов, принимать решения нужно уже буквально сейчас. То есть закладка фундамента для места под солнцем в 2053 году будет происходить в ближайшие три-пять лет. Неудивительно, что многие страны, включая Китай, США, Францию, Германию, организуют целые министерства и ведомства для управления технологиями будущего — ИИ, квантовыми компьютерами, новыми видами энергии, биотехнологиями, технологиями терраформирования, освоения Мирового океана и космоса.
Человечество действительно входит в эпоху сильной турбулентности, когда факторы быстро меняются и лицам, принимающим решения, нужна игра в одно касание. Не получится долго обрабатывать материалы, годами проводить исследования, ждать результаты. Принимать решения придется практически в режиме реального времени. И, конечно, спрос на новый тип аналитики диктует появление новых концепций того, как работать с будущим.
В последние полгода мы видим у российского бизнеса бурный рост спроса на форсайт-исследования, включая знания о долгосрочных трендах. Он есть у частных компаний и государственных, у крупных и небольших, из абсолютно разных сфер. Компании не сговариваясь говорят: «С ростом эффективности, управлением расходами, тайм-менеджментом, командообразованием мы уже как-то научились работать. Но, инвестируя в текущие задачи, мы забыли смотреть в будущее». И это признают не только государственные игроки, которые обязаны делать программы инновационного развития, это запрос и от частного бизнеса. Они просят не рассказывать им про сегодня и даже про завтра, а просят рассказать про послезавтра и послепослезавтра, помочь заглянуть за грань будущего, научить работать с ним.
Мне кажется, это исторический поворотный момент, потому что принято считать, что российский бизнес не интересуется инновациями и наукой, не вкладывает в будущее. Однако такой разворот подтверждают и эмпирические данные. В прошлом году вместе с Ассоциацией менеджеров мы проводили опрос с участием более 240 компаний и выяснили, какие главные угрозы для развития бизнеса они видят на горизонте пяти лет. Порядка 69% утверждают, что инновационное отставание и утрата понимания того, что происходит в мировой научной повестке, — серьезная угроза для их развития. То есть компании понимают, что им нужен взгляд в будущее.
Что планируют другие страны
Китай к 2050 году планирует стать «современной социалистической страной» и ставит колоссальные по своим масштабам цели, в том числе по построению экологической цивилизации и общества, устойчивого к климату. Он декларирует, что стремится развивать зеленые инновации и стать самым крупным в мире инвестором, производителем, потребителем и экспортером зеленой энергии. Для последовательного осуществления этих амбициозных планов руководство страны выделило пять направлений: экономика, инновации, зеленое развитие, знания и культура. Последней отведена особая роль — обеспечить рост мягкой силы Китая для продвижения принципов взгляда на мир как «гармоничного, но другого» и вовлечения все большего числа жителей Земли, разделяющих ценности Китая о жизни «разных наций в гармонии». А для правительства Поднебесной одна из ключевых задач — обеспечить экономический рост без нагрузки на природу и экологию, что существенно отличается от старого подхода, который допускал достижение прогресса любой ценой.