Жизнь в нищете и смерть в роскоши

EsquireИстория

Закат культуры. Часть 2*

Филолог и искусствовед Арсений Дежуров обнаруживает в повседневности признаки заката цивилизации и подкрепляет свои доводы примерами из мировой культуры. В этом номере – жизнь в нищете и смерть в роскоши.

Иллюстратор Тим Яржомбек

*Часть 1 опубликована в февральском номере

Если бы сбылась мечта любителей фантастики и машина времени была изобретена… Если бы машина времени стала общедоступной и недорогой… И если бы средний бизнес прибрал ее к рукам и организовывал туры в минувшие эпохи… то у нас не было бы долгих раздумий, куда нам отправиться. Конечно же, больше всего хотелось бы увидеть Пушкина на лицейском экзамене, Будду, Сократа и Христа. С туризмом не было бы проблем.

Но представим, что трансвременной бизнес пошел в гору и стали возможны долгосрочные визиты в прошлое, а может статься, даже эмиграция в полюбившиеся уголки древности. И тут мы с удивлением обнаружили бы, что времен и мест, где мы хотели бы провести остаток дней, не так уж много. И то, что интересно для ознакомления, не всегда пригодно для комфортной жизни.

Предположим, что открыто направление «греко-римская культура». Интереснее всего в ней та пора, которая называется «классика» – это необыкновенная толчея гениев на пятачке самого большого государства Греции – в Афинах (V-IV века до Рождества Христова). Но как жили греки великих времен? Каким был тощий скот на древних лугах, во что были одеты гениальные нищеброды, как великие моралисты обходились без канализации? И почему появление роскоши, комфорта, удобств и стандартов наука связывает не с расцветом, а с закатом культуры?

Для начала представим седой мир афинской мудрости: беломраморные храмы (они были расписными, но нам привычней вообразить их белыми), скалу старейшин Ареопаг, театр Диониса на склоне холма…

Стоп, а где же гражданская архитектура? Где, собственно, дома? Они не дошли до нас. Божественные жилища строили из долговечного материала – из камня. Себя самих люди надолго не планировали, так что обходились постройками из прутиков, соломы, глины, песка, навоза и золы. Такой дом легко создать, легко и сломать. Даже воров в Греции называли «стенокопатели» – чтобы проникнуть в жилище, достаточно было разрыть стену и вытащить из дома ценности… Только какие?

Лепные хижины строили на замусоренной земле как бог на душу положит. Они образовывали кривые улочки, на которые горожане выплескивали нечистоты. Архитектор Гипподам из Милета придумал планировку города с прямым углом схода улиц – так в древности были застроены Милет и Приена, в современном мире Санкт-Петербург, Чикаго, Мангейм. Но Афины – старый город, гораздо древней Гипподамова изобретения, так что строительство велось стихийно.

Там жили богатые и бедные, свободные граждане и рабы. Древнейшая и уважаемая профессия – скотовод. Корове в гористой местности трудно развернуться, кормильцами были овцы и козы – «коровы бедняка». У кого-то была одна овца, у кого-то десяток, у иного тысяча. А у кого-то ничего, кроме гордости быть гражданином Афин. Что греки ели? Овечий сыр, похожий на творог. Во что были одеты? В несшитую одежду из овечьей шерсти.

Достигшие высокого положения граждане позволяли себе полосу пурпурного цвета по краю туники. Пурпур – дорогая краска, чтобы добыть его, требовалось погубить тысячи моллюсков-багрянок. Полководец Алкивиад так зазнался, что повелел выкрасить свою одежду в пурпур полностью и, конечно, выделялся среди толпы – новый грек в малиновом хитоне. Но в остальном хитон на нем был такой же, как и на простом крестьянине, – овечья шерсть.

Корова весьма ценилась, ибо была матерью бычков, а те – друзья человека. С быками отношения строились примерно те же, что у нынешних собачников со своими питомцами. Быков называли ласковыми именами, с ними играли, поверяли им сердечные тайны, освобождали от работы ради почетной «пенсии». Согласно законам Солона (VI век), убийство пахотного быка приравнивалось к убийству человека.

Мы часто встречаем у Гомера поспешные обещания богам – тот или иной герой в сложной ситуации устраивает (или обещает устроить) гекатомбу – жертвоприношение ста быков. Вопрос, где на десятый год осады Трои брали сто быков, не был задан Гомеру и остается открытым.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Джейсон Стейтем Джейсон Стейтем

Правила жизни Джейсона Стейтема

Esquire
«Бери на таран»: 7 скандальных инцидентов со свадебными кортежами (видео) «Бери на таран»: 7 скандальных инцидентов со свадебными кортежами (видео)

Гонки с преследованием, остановка движения на МКАД: свадебные истории

РБК
Владимир Маяковский Владимир Маяковский

Правила жизни поэта Владимира Маяковского

Esquire
7 самых дорогих ретромобилей в истории 7 самых дорогих ретромобилей в истории

Взгляните на самые дорогие автомобили, когда-либо продававшиеся на аукционе

Популярная механика
Стриминг. Онлайн-кинотеатр Стриминг. Онлайн-кинотеатр

Как ivi удается выигрывать в битве с пиратами и соревноваться с корпорациями

Esquire
Ему домкрат, тебе духи: как гендерные праздники тиражируют стереотипы о женщинах Ему домкрат, тебе духи: как гендерные праздники тиражируют стереотипы о женщинах

14 февраля, 23 февраля и 8 марта — дни, когда реклама транслирует стереотипы

Forbes
Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
7 веских причин добавить питайю в свой рацион 7 веских причин добавить питайю в свой рацион

Питайя, или драконий фрукт, имеет ряд полезных для нашего организма свойств

Cosmopolitan
Великобритания и Польша Великобритания и Польша

Что объединяет Великобританию и Польшу?

Esquire
Половинка себя Половинка себя

Что мешает нам размножаться партеногенезом и можем ли мы это обойти

N+1
Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов

Исповедь Pranksy, NFT-коллекционера, чей точный возраст неизвестен

Esquire
Что такое ангедония и как вернуть радость жизни Что такое ангедония и как вернуть радость жизни

Если вам давно ничто не приносит радости, не надо воспринимать это как норму

РБК
Закат культуры Закат культуры

Почему у древних греков были бег, борьба и гонки колесниц, но не было бобслея

Esquire
Дыхание — ваш якорь: как справляться с ситуацией даже при самом плохом раскладе Дыхание — ваш якорь: как справляться с ситуацией даже при самом плохом раскладе

Как выработать гибкость внимания, чтобы выйти из состояния тревоги

Forbes
Европейский союз Европейский союз

В чем причины кризиса европейского проекта?

Esquire
Пришельцы на Земле: 5 самых необычных животных Пришельцы на Земле: 5 самых необычных животных

Этих животных с легкостью можно принять за пришельцев

Популярная механика
Следы на песке Следы на песке

Как Андре Ситроен организовал экспедицию через пустыню Сахара

Esquire
Отряд самоубийц: королевы красоты с трагическими судьбами Отряд самоубийц: королевы красоты с трагическими судьбами

Трагические истории королев красоты

Cosmopolitan
Ее светлость Ее светлость

Эрика проделала длинный путь из закарпатской деревушки до этой волнующей обложки

Maxim
Шимпанзе обработали раны насекомыми Шимпанзе обработали раны насекомыми

Приматы научились лечить собственные раны и раны сородичей насекомыми

N+1
Трубка мира Трубка мира

Автор «Сталингулаг» объясняет, как гаджеты могут создать проблемы

Esquire
Смешанный оксид кобальта и марганца оказался устойчивым катализатором электролиза воды Смешанный оксид кобальта и марганца оказался устойчивым катализатором электролиза воды

Оксид кобальта и марганца помогает выделять кислород из воды

N+1
Призвание: самозванец Призвание: самозванец

Люди выдают себя за других с целью выгоды, но он делал это ради искусства

Maxim
Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать? Как обычному человеку создать NFT и можно ли на нем заработать?

Стоит ли человеку с улицы соваться в NFT-бизнес?

Maxim
Переходный период Переходный период

Философ Александр Нечаев: как получилось, что миропорядок пришел в беспорядок

Esquire
Австралийский кузнечик установил рекорд по силе укуса среди насекомых Австралийский кузнечик установил рекорд по силе укуса среди насекомых

Сила укуса австралийского кузнечика превышает десять ньютонов

N+1
Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека» Александр Чулок: «Ключевым показателем общества станет уровень счастья человека»

Что ждет человечество в 2050 году и какие тренды уже сейчас влияют на общество?

РБК
Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду

Loop Mission дает второй шанс продуктовым "изгоям"

VC.RU
Связующие нити Связующие нити

В этой квартире дизайнер постаралась создать естественное для жизни пространство

Идеи Вашего Дома
Алена Куратова: «Я вижу в наших женщинах не только матерей и жен, но и личностей, для которых важна самореализация» Алена Куратова: «Я вижу в наших женщинах не только матерей и жен, но и личностей, для которых важна самореализация»

Алена Куратова о проектах, направленных на помощь особенным детям

Grazia
Открыть в приложении