Личность
Вуди Аллен: что видят в нем психологи?
Кто он на самом деле? Узнать его лучше помогут его навязчивые идеи и сквозные образы. Они очевидны: психоанализ, власть, смех, Бог, секс. Пять экспертов вспоминают его фильмы и пристрастно анализируют его самого.
В восемьдесят с половиной Вуди Аллен не справляется с жизнью. У него всего по горло – тревог, женщин, отчаяния от того, что он родился рыжим и невысоким, и, разумеется, работы. Он монтирует телесериал, пишет сценарий и только что представил новый фильм на Каннском фестивале. Давайте узнаем этого режиссера и писателя получше, а для этого исследуем его фильмы и книги. Там есть все. Ведь (хотя он и любит это отрицать) мало найдется известных персон, чья жизнь была бы столь же прозрачна, как у него.
Его высказывания немедленно становятся афоризмами, его персонажи узнаваемы и близки нам как родные: психоаналитики, чудики, авторитарные матери, закомплексованные женщины и депрессивные мужчины. Чтобы понять, как ему это удалось, понять симпатию, которую он внушает одним, и неприязнь, которую вызывает у других, разгадать секрет его сверхъестественной работоспособности и постоянного недовольства Богом, в которого он не верит, идеально было бы научиться читать между строк и заглядывать дальше переднего плана. Одним словом: стать психологом.
Мы обратились к нескольким лучшим представителям этой профессии, которых, конечно же, тоже живо интересует феномен маленького еврея в больших очках. Наши эксперты выбрали любимые цитаты из книг и фильмов Вуди Аллена, чтобы порассуждать о его пристрастиях, странностях и взглядах. Добро пожаловать во внутренний мир гениального невротика.
Профессор психоанализа
“Мои фильмы — это форма психоанализа, вот только платят мне, и это все меняет”
Филипп Гримбер
«Вуди Аллен исключительно точно показывает, что такое психоанализ и как он работает. У него нет амбициозной цели избавить пациента от всех симптомов, но он может научить видеть в них не помеху, а уникальную возможность, и использовать их энергию. Навязчивые состояния, паранойя, ипохондрия – невротический спектр Вуди Аллена широк. Все это могло бы сковать его, помешать действовать, заставить отложить все дела на завтра. Но он, напротив, превратил это в материал для творчества. И я думаю, что это результат его психоаналитической работы.
Конечно, психологии от него достается. Но ведь смеяться над ней – это еще один способ проходить психоанализ. Например, когда он говорит: «Я бросил психоанализ, когда заметил, что моему аналитику стало лучше», он, конечно, смеется, но притом и объясняет, что такое перенос! Притяжение пополам с отторжением: так можно сказать об отношениях любого пациента со своим аналитиком. Кроме того, работу Вуди Аллена можно рассматривать как череду посвящений: Бергману, Феллини и другим, кого он считал «отцами» кинематографа. Фильм за фильмом он выясняет свое место, чтобы избавиться от их влияния и создать собственный подход. А ведь психоанализ направлен еще и на это: помочь избавиться от всех, с кем мы себя отождествляем. Вуди Аллен зашел очень далеко в своих отождествлениях, чтобы стать… Вуди Алленом».