«Одной заботой любовь не заслужить»
Мы выражаем любовь по-разному: при помощи ласковых слов, долгих взглядов и мимолетных прикосновений, а еще – подарками, цветами или горячими блинчиками на завтрак… Какую роль играют знаки любви в жизни пары? И какие ловушки нас здесь подстерегают? Беседуем с психоаналитиком Светланой Федоровой.
Psychologies: Теплота, ласка, забота – слова, близкие по смыслу. Но когда речь о любовных отношениях, важны оттенки значений...
Светлана Федорова: Слово «забота» в родстве с древнерусскими «зобь», что значит «пища, еда» и «зобатися» – «есть». «Зобота» некогда означала стремление обеспечить пищей, прокормить. И во время ухаживания мы показываем будущему партнеру, что способны быть хорошими хозяйками или отцами семейства, что мы сумеем прокормить потомство. Кормление – это созидание жизни и первая любовь, которую мы получаем от матери. Без этой заботы младенец не выживет. Опыт эротических переживаний мы также впервые получаем в ранних детско-материнских отношениях. Это объятия и поглаживания, не связанные с удовлетворением базовых потребностей. Ощущая прикосновения, младенец чувствует себя привлекательным для матери, они оба получают удовольствие от контакта, тактильного и зрительного.
Как с возрастом меняется наш взгляд на любовь?
С.Ф.: Пока ребенок существует в слиянии с матерью, забота и ласка – две стороны одной медали. Но отец размыкает диаду «мать – младенец»: у него с матерью свои отношения, которые отнимают ее у младенца. Ребенок испытывает фрустрацию и пытается понять, как получить удовольствие без присутствия матери. Постепенно он устанавливает связи с другими людьми, к 3–5 годам у него включается воображение, возникают фантазии об особой связи между родителями, которая совсем не похожа на его отношения с мамой. Его способность исследовать свое тело и получать от этого удовольствие переходит в способность фантазировать об эротической связи между людьми и об удовольствии, которое можно получить в контакте с другим.
Забота отделяется от эротики?
С.Ф.: Можно сказать и так. Забота связана с контролем и иерархией: тот, о ком заботятся, находится в более слабой, уязвимой позиции, чем тот, кто его опекает. А чувственные, сексуальные отношения диалогичны. Забота предполагает беспокойство и хлопоты, а эротика с тревогой почти не связана, это пространство взаимного удовольствия, исследования, игры. Забота часто лишена эмпатии. Мы можем безупречно заботиться о партнере и при этом не пытаться понять, что его беспокоит на самом деле. А сексуальный контакт – это эмоциональный обмен, некая сонастройка на желания и потребности другого. Лаская друг друга, мы вступаем в диалог, заигрываем: ты меня принимаешь? Если один делает что-то неправильно, партнер отодвинется или иначе даст понять, что