Ненавидел ли Фрейд женщин?
В некоторых его текстах женщины описываются как неудавшиеся мужчины, вечные дети, всем недовольные истерички. Впору задуматься, что он понимал о них на самом деле.
В конце жизни он признавал, что женское начало осталось для него загадкой. Между тем, отмечает психоаналитик Светлана Федорова, всю жизнь Фрейда окружали женщины: его мать Амалия, которая умерла в 95 лет, всего за девять лет до его смерти, пять младших сестер, его дочери, и среди них Анна, которая стала психоаналитиком, как отец, и которую он прозвал «моя Антигона » в честь дочери царя Эдипа. Верная жена Марта (см. бокс на с. 55) и ее младшая сестра Минна, доверенный друг Фрейда: их отношения были настолько близкими, что некоторые биографы заподозрили между ними любовную связь. А еще женщины-психоаналитики, столь же очаровательные, сколь умные: принцесса Мари Бонапарт, Лу Андреас-Саломе (в которую был страстно влюблен Ницше) и Сабина Шпильрейн (приехавшая из Ростова-на-Дону лечиться у Юнга и затем защитившая диссертацию по психологии) – все они внесли свой вклад в развитие теории психоанализа. Наконец, его пациентки с их фантазиями и снами... Можно сказать, что Фрейд обязан женщинам всем или почти всем.
Инфантильная сексуальность
Вместе с тем его суждения о женщинах могут шокировать того, кто мало знаком с психоанализом. Загадка женственности, по Фрейду, основана на анатомической реальности: у женщин нет видимых половых органов, и эта особенность строения тела делает их непроницаемыми для познания. Чтобы доказать эту гипотезу, он опирается на инфантильную сексуальность, на момент, когда маленькие дети обнаруживают различие полов. На месте пениса у девочек… ничего нет. Фрейд утверждает, что на основе этого открытия у мальчиков и девочек складывается убеждение, которое сохранится всю жизнь: женщина – это нечто незначительное, кастрированный мужчина, самец, потерявший свои органы. Нет ничего, что бы рассказало нам что-либо о женственности. Почему, когда люди вырастают и обнаруживают существование вагины, они остаются на этих инфантильных фаллоцентричных позициях? Почему они не эволюционируют? Фрейд этого не объясняет. А его обесценивающие слова о стареющих дамах, которые не интересуют больше мужчин и становятся сварливыми, вздорными, мелочными и скупыми, часто служили поводом для обличений психоанализа со стороны феминисток в 60-е и 70-е годы. Тем более что теория Фрейда связывает женственность с пассивностью, зависимостью и мазохизмом.