Наша библиотека
Книга как лекарство для детей
Элла Берту, Сьюзен Элдеркин
«Британские библиотерапевты и сотрудники Российской государственной детской библиотеки проделали важную работу, – замечает юнгианский аналитик Станислав Раевский. – Не просто выбрали лучшие книги мировой и отечественной литературы для детей, но и постарались для каждой проблемы ребенка – будь то нелюдимость, жажда похвалы или обидчивость – подобрать книжные «лекарства» и объяснить, как они действуют. Дети в своих бедах часто чувствуют себя одинокими. А писатели не только говорят с ними честно на трудные темы, но и показывают, что такие проблемы есть у многих. Более того, объясняют, что из любой сложной ситуации есть выход. Конечно, возникает вопрос: зачем нужны художественные книги в эру 3D-фильмов и соцсетей. Коротко отвечу: читая, мы создаем воображаемую реальность, из которой позже и возникают наши изобретения. Когда мы смотрим фильм или играем в игру с созданным не нами миром, воображение работает меньше. Сравните «Властелина колец» прочтенного и просмотренного.
Издание может стать настольным для любого психолога и педагога, и это, наверное, лучший путеводитель для родителя, не только по миру детской литературы, но и в области сложных ситуаций ребенка. Большинство книг хочется прочитать и взрослому, хотя для решения взрослых проблем авторы написали отдельную книгу1. Читая книгу, я выписывал то, что куплю срочно, а что возьму на заметку.
Единственное, о чем я жалел: почему у моих детей не было такого путеводителя. Эволюционные психологи показали, что человеческий интеллект – прежде всего эмоциональный и социальный. Именно понимая свои чувства и чувства других людей, мы становимся людьми. Составители книги этим навыком прекрасно владеют. Возможно, поэтому, даже читая аннотации, я не удержался от слез: так сильно трогали сюжет или цитата».
1. Э. Берту, С. Элдеркин Книга как лекарство (Синдбад, 2016).
Перевод с английского Екатерины Колябиной и Елены Фельдман. Синдбад, 576 с., 549 руб.
Психология
Клиническая психология развития
А. Венгер, Е. Морозова
Как известно, общие закономерности развития изучает возрастная психология. Она почти не учитывает индивидуальных различий. Клиническая психология развития (КПР), напротив, изучает варианты отклонения от нормы и ситуации, которые создают высокий риск отклонений в будущем. Авторы первого отечественного учебника по этой теме, доктор психологических наук Александр Венгер и кандидат психологических наук Елена Морозова, объясняют, что такое нормальное психическое развитие, и рассматривают причины появления отклонений. Как правило, они возникают в результате тяжелых стрессов, экстремальных ситуаций – острых (как, например, теракт) или хронических (жизнь ребенка в детдоме). Почти половина книги посвящена диагностике, выявлениям рисков и методам коррекции нарушений. Учебник адресован студентам, но будет полезен всем специалистам по работе с детьми – педагогам, психологам, воспитателям – а также родителям.
Юрайт, 312 с., 669 руб.
Психотерапия
Групповая психотерапия
К. Роджерс
Групповая психотерапия отличается от тренинга тем, что участники не ставят перед собой конкретной цели: научиться тем или иным навыкам, обсудить конкретный вопрос. Так для чего же они встречаются? Гуманистический психолог Карл Роджерс считает, что в регулярной группе участники начинают доверять друг другу и получают возможность открыться, проявить свои подлинные (а не только социально одобряемые) чувства, становятся более независимыми и в то же время способными к более тесному контакту. Показательно, что психолога в группе Роджерс называет не «ведущим», а «посредником»: его роль в том, чтобы помочь другим в самораскрытии. Роджерс описывает собственную работу с группой и то, как он решал спорные вопросы: делиться ли с участниками своими личными проблемами, как и когда выражать возникающее недовольство, разрешать ли присутствующим вступать в физический контакт. Его текст дополняют рассказы участников о том, как приобретенный в группе опыт повлиял на их дальнейшую жизнь.