Найти свою корпоративную культуру
Легко ли мне будет общаться с коллегами? Почувствую ли отдачу от своих усилий? Буду ли ходить на работу с удовольствием? Какой опыт я приобрету в этой компании? Выясняем, на что обратить внимание, выбирая трудовой путь.
«Опостылела работа. Не могу видеть лица коллег. Боюсь звонка от начальника». Такие признания часто звучат в кабинете психотерапевта или на сессии коучинга. Многие из тех, кто жалуется на потерю интереса и мотивации, не могут понять, в какой момент их энтузиазм сменился апатией, любимое дело стало вызывать отвращение, а желание развиваться уступило место тревоге и ощущению неустойчивости своего положения. Если поначалу мы были полны сил и оптимизма, что заставило нас перейти в глухую оборону? Часто проблема лежит в плоскости корпоративной культуры − в тех явных или неявных «правилах игры», которые мы принимаем, вливаясь в организацию. Почему одни компании мы вспоминаем с благодарностью и теплотой, а другие − с тоской и ненавистью?
На что жалуемся?
«Рядовые сотрудники редко задаются вопросом, какая в компании корпоративная культура, − замечает консультант по организационному развитию и бизнес-тренер Ольга Мухина. − Скорее они подумают о том, насколько комфортно им будет работать. Чаще всего приходится слышать такие жалобы: «Нас не ценят, нашим мнением не интересуются, нам просто спускают указания сверху». Это неудивительно: по словам Ольги Мухиной, большинство российских компаний устроены строго иерархически, их отличает жесткая регламентация и контроль. Если в западной культуре рядовой сотрудник может вступить в переписку с шефом другого подразделения или даже с первым лицом компании, то в России начальство часто намеренно отгораживается от подчиненных. Есть даже отдельные этажи для высшего руководства, куда закрыт доступ большинству сотрудников.
Чем жестче, тем слабее
Это описание российских особенностей почти дословно совпадает с определением слабой организационной культуры, которое сформулировал в 1980-х годах немецкий психолог Рольф Рюттингер (Rolf Ruеttinger)1. Он определял слабость и силу культуры по тому, насколько она способна проявлять гибкость, реагировать на внутренние и внешние сигналы, сколько в ней свободы. В слабых культурах несогласие с начальством или даже сомнения в правильности его решений не допускаются. Инициативу нельзя обсудить с коллегой − только с непосредственным руководителем. А он, в свою очередь, не даст согласия, пока не сообщит еще выше. Перспективные предложения месяцами лежат под спудом и редко доходят до стадии реализации. Поэтому Рюттингер считал такие культуры нежизнеспособными: они плохо «вписываются в повороты» и в итоге изживают себя. Хотя такая компания может некоторое время держаться на плаву, работа в ней становится пыткой. Причем страдают не только самые активные: любой может стать жертвой интриг или гнева начальника-самодура. Нарушение правил наказуемо, но и сами правила могут внезапно измениться. Не всегда понятно, чем вызван тот или иной запрет. В атмосфере тайн расцветает «теневой рынок» информации: сплетни и слухи. «Человека в такой системе преследует ощущение, что он что-то делает неправильно, − комментирует экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. − Он все время чувствует себя виноватым и ущербным. В результате развивается беспомощность: не буду и пробовать, ничего не получится». Как определить, что вы попали в компанию со слабой культурой? «Это очень заметно, если посмотреть на лица сотрудников, поговорить с ними, − объясняет Светлана Кривцова. − Если люди живут в атмосфере, когда их инициатива блокируется, они выглядят апатичными, равнодушными. Когда в системе много страха, это делает ее безжизненной». Другая «лакмусовая бумажка» – стрессовая ситуация. «В стрессе как правило, проявляются худшие черты – и человека, и организации, – отмечает психолог. – Цейтнот, годовой отчет, крупная оплошность, которую нужно срочно уладить, позволяют понять, как в этом коллективе принято строить рабочие отношения». Если ошибку пытаются всеми силами скрыть, найти «козла отпущения», если вышестоящие перекладывают ответственность на подчиненных, а те, в свою очередь, боятся честно сообщить об истинных масштабах проблем – скорее всего, перед вами пример слабой культуры.