Ресурсы
Терапия
Как понять, что перед нами плохой психолог?
Слишком фамильярный, осуждающий или холодный – так иногда описывают своих психотерапевтов разочарованные пациенты. Но правы ли они в своих претензиях? Ведь профессиональную компетенцию психотерапевта оценить сложно. И все же есть явные признаки, указывающие на то, что он не заслуживает доверия.
С этим психотерапевтом я впервые почувствовала себя умиротворенной, — удивляется 49-летняя Надежда, которая недавно возобновила терапию с новым специалистом. – Раньше после консультаций я всегда была встревожена, раздражена или, наоборот, подавлена. Теперь, похоже, я нашла того, кто мне нужен. Какое облегчение!» Так что же, Надежде попадались только плохие психологи? Не обязательно. Очень часто терапевтические сеансы действительно вызывают прилив оптимизма, особенно поначалу. Однако ухудшение состояния после сеанса далеко не всегда означает, что мы постучались не в ту дверь. «Было бы ошибкой ориентироваться только на комфорт и позитивные ощущения, – уверен клиент-центрированный психотерапевт Александр Орлов. – Работа с психологом может потребовать преодоления болезненных, тяжелых переживаний». «Вполне допустимо, что клиент в какой-то момент будет чувствовать себя хуже, – подтверждает юнгианский аналитик Татьяна Ребеко. – Нередко это происходит после самых важных, трансформирующих сеансов. Можно сравнить это с хирургией: после операции нам больно, но сама она приносит исцеление. Отличие хорошего психотерапевта от плохого в том, что первый не только вскрывает «гнойник», но и умеет залечить рану». Если и есть какой-то критерий, говорят наши эксперты, так это ощущение, что нас понимают и принимают, что нас готовы эмоционально поддержать, что мы, может быть неожиданно для себя, рассказываем психологу то, что не говорили никому другому, в чем не признавались даже себе.
В отношениях между психотерапевтом и пациентом есть некая «химия», это своего рода «история любви». А значит, ни один, даже самый профессиональный и талантливый психолог не может быть хорош для всех клиентов. Тот, кто вытащил нашего знакомого из депрессии, возможно, не подойдет нам.
Он не включен в разговор
Что, если психолог кажется нам слишком сдержанным, холодным или, наоборот, фамильярным, например сразу переходит на «ты»? «Здесь важное слово – «слишком», – подчеркивает Татьяна Ребеко. – Невозможно разговаривать ни когда между нами километр, ни когда мы уткнулись друг другу в лицо. Нужно найти дистанцию, на которой проходит звук души. И этот процесс взаимной подстройки происходит на всем протяжении терапии». Но многое в манере психотерапевта зависит от того, к какому направлению он принадлежит, предупреждает Александр Орлов: «Целый ряд школ предпочитает работать в отстраненной манере, исключительно за счет препарирования, анализа ситуации клиента. Так что вовсе не обязательно психотерапевт, не проявляющий эмпатии, – плохой. Важно, совпадаете вы или нет». Однако в любом случае мы вправе ожидать от психолога, что во время сеанса его внимание будет принадлежать только нам. Поэтому, например, недопустима ситуация, когда он не отключает телефон, принимает звонки или отвечает на сообщения. «Это нарушение этики, и не только профессиональной, – говорит Александр Орлов. – Конечно, возможна форс-мажорная ситуация, когда психолог не может пропустить важный звонок, но тогда необходимо заранее обговорить это с клиентом».