Приложение усилий: что происходит на рынке мобильной разработки в России
Айтишники уехали — а потом вернулись, но не все. Пользователи дольше сидят в телефонах — но меньше тратят в приложениях. Привычные сторы закрылись — но развиваются альтернативы. Инфополе переполнено противоречивыми новостями и статистикой, и сегодня небольшому бизнесу в России сложно разобраться, вкладываться ли в приложение сейчас или лучше подождать стабильности, на что сделать упор и когда окупятся инвестиции. Руководитель мобильной разработки Neti Наби Ибатулин в колонке для Forbes подмечает тренды на рынке мобильной разработки и объясняет, на что следует обратить внимание заказчикам.
Тренд №1. Простые приложения ненадолго стали доступнее
В России по-прежнему дорожает труд мобильных разработчиков, хотя и не так быстро, как раньше. За вторую половину 2022 года средняя зарплата такого специалиста выросла на 9% по стране, а в столице — на целых 17%, подсчитали аналитики «Хабр Карьера». Казалось бы, в ответ должны заметно подскочить и расценки на приложения для конечного заказчика — ведь в основном их стоимость складывается из почасовой оплаты разработчиков.
Однако зарплаты увеличиваются в первую очередь у айтишников высокого уровня. У «незвездных» специалистов, наоборот, понижение: у «джунов» — на 13%, у «мидлов» — на 11%, оценили в HeadHunter. В мобильном секторе спад еще сильнее: по данным Neti, в конце 2021 года уверенные мобильные разработчики с более чем трехлетним опытом просили оклад в 250-350 000 рублей, а теперь соглашаются на 120-200 000 рублей.
В результате цены на приложения растут не так быстро, как ожидалось. К тому же их тормозят технологии автоматизации. Только ИИ-ассистент GitHub Copilot способен сгенерировать до 40% кода, и программисты принимают каждое четвертое его предложение — всего за $19 в месяц. А ведь еще есть другие нейросети, low- и no-code инструменты.
Впрочем, в скором времени запросы даже неопытных айтишников могут снова сильно вырасти. Дело в импортозамещении: крупные компании одна за другой анонсируют старт работы над отечественными сервисами-заменителями, и рынку понадобятся все «руки», что есть. К примеру, сейчас VK, «Яндекс», «Сбер» и «Ростелеком» разрабатывают мобильную ОС.
Что это значит: сейчас мобильная разработка наиболее доступна, особенно если речь о простых приложениях вроде навигаторов или небольших сервисов бронирования.
Тренд №2. Киберриски выросли, а специалистов стало меньше
В феврале 2023-го аналитики SuperJob отметили, что вакансий в IT и телекоммуникациях стало на 27% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом количество соискателей заметно выросло: по данным HeadHunter, теперь на одну IT-вакансию приходится около 4 резюме против 1,8 в начале 2022-го.
Казалось бы, работников стало больше — а значит, проще найти высококвалифицированных специалистов. Но пока ситуация обратная: в основном спрос формируют «джуны», причем многие — без коммерческого опыта. Ушедший бизнес не стал вкладываться в их релокацию, а оставшиеся работодатели, как правило, урезают программы стажировок. В итоге на HeadHunter сегодня на каждое рабочее место в столице претендуют 16-17 «зеленых» айтишников, а в Санкт-Петербурге — 18.