Почему кроме коммерческой и художественной ценности на арт-рынке важна любовь

Правила жизниКультура

«Лучшие пропускают искусство через сердце, через эмоции»

Владимир Овчаренко, один из самых влиятельных коллекционеров и галеристов постсоветской эпохи, рассказал главному редактору «Правил жизни» Трифону Бебутову, как спасти культуру и почему кроме коммерческой и художественной ценности на современном арт-рынке важна любовь.

Владимир Овчаренко. Галерист, основатель московской галереи OVCHARENKO, аукциона VLADEY и арт-шоу DA!MOSCOW

Трифон Бебутов: Когда вы впервые заинтересовались коллекционированием?

Владимир Овчаренко: Моя первая встреча с искусством, сразу с современным, произошла в 1989 году. Время было бурное, бизнес-идеи рождались и умирали. Один из моих приятелей по Московскому финансовому институту предложил заняться экспортом картин: покупаешь в Москве за рубли – продаешь на Западе за доллары. Волшебная комбинация!

Но в 1990-м грянул международный кризис на рынке искусства, перестройка перестала быть идейно интересной, цены на художников из СССР резко упали, и они потянулись на родину. Это привело к оживлению и строительству арт-рынка дома. Новые галереи и ярмарки появлялись как грибы. В сентябре 1990 года открыл собственную галерею и я. Продажи искусства в 1990-е не сравнить с сегодняшними цифрами, но мне удалось собрать прекрасную коллекцию, в ней есть действительно уникальные работы.

Трифон: Но вы ведь не только как бизнес это воспринимали?

Владимир: Мне повезло. Первая серьезная встреча с миром искусства – и сразу волшебная.

В Москву из Киева приехал с рулоном живописных работ Олег Голосий. Меня он и его картины очаровали, сразу захотелось чем-то помочь, как-то быть с этим связанным. Так искусство вошло в мою жизнь. Похоже, что навсегда. Это уникальный мир, совершенно противоположный обычному порядку вещей. Посвящение в него дает возможность прожить вторую жизнь, полную уникальных идей и персонажей.

Трифон: А как вы отбирали художников, когда только начинали?

Владимир: С первой выставки в галерее мне было интересно работать в тандеме с художниками-кураторами. В 1990-е много ярких проектов в галерее курировал Олег Кулик, он называл себя экспозиционером. Он предлагал идеи, мы их обсуждали и реализовывали. В нулевые в галерее и в моей жизни творческим мотором стал Сергей Братков. Он уникален и очень талантлив как художник. Но не только. Прекрасный педагог и куратор, он помог не только мне, но и многим авторам найти свой авангардный путь в искусстве. Не зря его многие называют Братом. Мне же в паре с ним удалось открыть много нового в искусстве, остаться в него полностью погруженным.

Что касается коллекционирования, я должен поверить в талант художника и уникальность его работ, установить эмоциональную связь, выбрать в россыпи настоящий шедевр. Иногда это может мешать бизнесу.

Трифон: Мешать – в том смысле, что прекрасное искусство жалко потом продавать?

Владимир: Не только. Иногда ты влюбляешься в то, что еще не принимается другими коллекционерами. А задача галериста – помочь художнику в создании его фан-клуба. Темп восприятия у всех разный, иногда приходится долго ждать, пока другие «подтянутся». Конфликта интересов у нас с коллекционерами нет – готовы продать любую работу, но не всегда наши денежные оценки будут совпадать. У шедевров оценка – не только строка в справочнике. Некоторые из них бесценны. Но у нас такого нет, все оценено и доступно. Влюбляйся и владей!

Трифон: Справедливо.

Владимир: Часто коллекционеру сложно расставаться с собранным. Ты эмоционально в плену искусства, хочешь прожить с какой-то из работ подольше, а может, и всю жизнь. Но всему есть цена. Мне интересно не обязательно ежедневное общение с картиной на стене; само осознание, что ты прикоснулся к уникальному историческому, стал соучастником гениального культурного явления, дает счастье и энергию. Ты чем-то помог: хранил, выставлял, купил, пусть даже продал, кого-то с ним познакомил.

Трифон: Такое часто вообще бывает в этом бизнесе?

Владимир: Коллекционеры – люди уникальные, у всех свои идеи и пути. Есть просто инвестирующие в чистом виде. Но таких меньшинство.

Лучшие пропускают искусство через свое сердце, через эмоции. Для них главный вопрос при покупке произведения – мое или нет, смогу долго жить с ним? Иногда это любовь с первого взгляда, иногда – долгое притирание. Но у этого процесса есть и динамика. Эмоциональная связь со временем может возрастать или уменьшаться. Может и совсем исчезнуть, работа превращается в пустое место, как карета из сказки про Золушку – в тыковку, тогда коллекционер легко, с чистым сердцем расстается с произведением, часто даже сильно не торгуясь. Стало неинтересно, пустое место, уже не греет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крадут градус Крадут градус

Там, где встречаются большие деньги и плохо охраняемые склады, жди беды

Правила жизни
Портреты русской цивилизации Портреты русской цивилизации

Как сложились главные города России

Weekend
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Эпилепсия после травмы головы повысила риск развития деменции Эпилепсия после травмы головы повысила риск развития деменции

У людей с посттравматической эпилепсией риск развития деменции в 4,5 раза выше

N+1
Уолт-Стрит Уолт-Стрит

Может ли сказка быть бизнесом, а бизнес – сказкой? Взлет корпорации Disney

Правила жизни
Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме Время посещения древними людьми французской пещеры вычислили по саже в спелеотеме

Охотники-собиратели посещали памятник Поинтс в конце верхнего палеолита

N+1
Второе непришествие Второе непришествие

Обновленная Skoda Octavia – что осталось за кадром

Автопилот
9 признаков настоящего «душнилы» 9 признаков настоящего «душнилы»

Кто такой истинный «душнила»?

Maxim
Лиза Моряк: «Я была готова побороться за роль Татьяны» Лиза Моряк: «Я была готова побороться за роль Татьяны»

Оператор, который снимал фильм, сказал: «Это одна из лучших ролей Лизы»

Караван историй
Тропический калейдоскоп Тропический калейдоскоп

Куба — тропический рай с удивительными и необычными животными-экзотами

Наука и жизнь
Полезный канцелярский товар: 7 крутых идей, как использовать клей ПВА в быту Полезный канцелярский товар: 7 крутых идей, как использовать клей ПВА в быту

Канцелярский клей предназначен не только для создания школьных поделок

ТехИнсайдер
20 лучших мультфильмов всех времен (для любой возрастной категории) 20 лучших мультфильмов всех времен (для любой возрастной категории)

Лучшие мультфильмы — от диснеевских нетленок до культовой классики

Правила жизни
Как избавиться от пивного живота: советы врачей Как избавиться от пивного живота: советы врачей

«Пивной живот» может дорого обойтись вашему здоровью

ТехИнсайдер
Выносливый и политически благонадежный: как Гагарина выбрали для полета в космос Выносливый и политически благонадежный: как Гагарина выбрали для полета в космос

О том, как шла подготовка к отправке человека в космос

Forbes
Иностранцев поставят перед непростым выбором Иностранцев поставят перед непростым выбором

Держатели иностранных акций могут начинать осторожно радоваться

Монокль
Вреден ли микропластик? Вреден ли микропластик?

Микропластик находят везде: в Марианской впадине и даже в человеческой крови

Maxim
Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа Красный рынок: как в СССР распродавали частные коллекции и собрание Эрмитажа

Исторический триллер на стыке политики, черного рынка и искусства

Правила жизни
Поработить любовью Поработить любовью

У Анны Слю есть такое правило: везде должна быть создана френдлизона

OK!
По разным канонам По разным канонам

Фантазия на тему усадьбы с винтажной мебелью и отделкой конца XIX в.

Идеи Вашего Дома
Подделки, санкции, новые марки: как создают духи в России и можно ли доверять их качеству Подделки, санкции, новые марки: как создают духи в России и можно ли доверять их качеству

Как обстоят дела на российском рынке парфюмерии на самом деле

VOICE
Глава из дебютного романа Светланы Тюльбашевой «Лес» Глава из дебютного романа Светланы Тюльбашевой «Лес»

Роман о кошмарах, которые скрываются не только в темных северных лесах

СНОБ
Уровень смертности молодых людей США в 2,5 раза выше, чем в других странах: почему Уровень смертности молодых людей США в 2,5 раза выше, чем в других странах: почему

Взрослые в США умирают гораздо чаще, чем их сверстники из других стран. Почему?

ТехИнсайдер
«Улыбающиеся твари»: что это за игрушки и стоит ли бояться взрослым «Улыбающиеся твари»: что это за игрушки и стоит ли бояться взрослым

Есть ли в Smiling critters опасность для ребенка и что в них привлекательного

Psychologies
В новую квартиру В новую квартиру

В эпоху переосмысления это полотно стало символом нормализации репрессий

Дилетант
Московский фаюм Московский фаюм

Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизни
6 видов лжи и их последствия для нашей психики 6 видов лжи и их последствия для нашей психики

Даже если обман остается нераскрытым, зачастую он не проходит бесследно

Psychologies
Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России Как выглядели самые первые в истории президентские выборы в России

Фотографии невероятного для России события — первых демократических выборов

Maxim
Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия Кибермошенничество. Актуальные схемы и меры противодействия

Как защитить себя и свои средства от кибермошенничества?

Наука и техника
Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются Не стригись: эти продукты помогают, если волосы растут медленно и постоянно ломаются

Как отрастить длинные волосы?

VOICE
В духе модернизма В духе модернизма

Лаконичный одноэтажный дом в живописной местности в окрестностях Минска

Идеи Вашего Дома
Открыть в приложении