Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Правила жизниСобытия

Кино

Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма

Записал Ренат Газизов

Фильмы Леонида Гайдая обладают тем самым качеством, которого сегодня пытаются достичь многие шоураннеры потоковых сервисов. Комедии советского режиссера можно пересматривать каждый год. Персонажи, цитаты и песни из его фильмов неотделимы от нашего культурного кода. Каждый Новый год федеральные каналы устраивают гайдаевский киномарафон, который неизменно собирает у экранов людей разных поколений.

Гайдай стал популярен в 1960–70-е годы благодаря своим кассовым хитам, которые посмотрели более 200 миллионов зрителей в СССР. Но были в его фильмографии картины, которые не получили такого успеха или прошли почти незаметно. «Правила жизни» публикуют гид по самым известным и малознакомым фильмам Леонида Гайдая.

«Долгий путь»

1956

Историческая драма о любви станционного смотрителя и политзаключенной стала первым художественным фильмом Гайдая, в котором он дебютировал вместе с опытным режиссером Валентином Невзоровым. Сюжет основан на рассказах писателя Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная». На отдаленной якутской станции, где купцы меняют лошадей для дальнейшего путешествия, судьба вновь сводит станционного смотрителя Василия Кругликова и его бывшую возлюбленную Раису Федосееву, которую арестовали по политической статье и этапируют в ссылку.

Несмотря на тяжелый характер фильма Гайдаю удалось даже в этой драме придать героям особую иронию, которая в дальнейшем станет отличительной чертой всех его персонажей. После выхода «Долгого пути» на 33-летнего дебютанта обратил внимание выдающийся советский режиссер Михаил Ромм. Он посоветовал Гайдаю выбрать направление комедии и снимать фильмы исключительно в юмористическом ключе.

«Трижды воскресший»

1960

Историческая драма о буксирном пароходе «Орленок», который участвовал в знаковых событиях советской истории, поставлена Гайдаем по пьесе Александра Галича «Пароход зовут «Орленок». В гражданскую войну на пароходе ходили комсомольцы, в годы Великой Отечественной войны на нем перевозили раненых, а в начале 1960-х на борту «Орленка» открылся пионерский музей. Чтобы помочь двум девушкам довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, пионеры восстанавливают буксир, и все вместе отправляются в плавание.

Предыдущий фильм Гайдая, «Жених с того света», чиновники зацензурили и превратили в короткометражку, а самого режиссера хотели отстранить от работы. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев уговорил Гайдая снять «Орленка», чтобы сгладить сложные отношения с цензорами. Режиссер поддался на уговоры, но снимал без интереса, понимая, что это отчасти политическая агитка. Хотя Гайдай и попытался добавить в драму свою фирменную иронию, чтобы высмеять определенные недостатки советской жизни, это не спасло фильм от провала в прокате. Тем не менее это был важный момент для самого Гайдая. Без этой неудачи не случились бы его поездка к родителям в Иркутск и новый виток вдохновения для съемок короткометражки с легендарной троицей – Никулиным, Вициным и Моргуновым.

«Пес Барбос и необычный кросс»

1961

Прочитав фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», Гайдай загорелся идеей снять короткометражный фильм о трех браконьерах, которые отправились со своим псом на рыбалку с динамитом. Режиссер сам написал сценарий, придумал имена героям и выбрал форму – комедийную пантомиму в духе американского немого кино. Гайдай был поклонником Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарри Ллойда и Макса Линдера – их фильмы часто показывали в советских кинотеатрах.

Именно поэтому в короткометражке так много приемов из фильмов этих мэтров: рапида, визуальные и звуковые гэги, отсутствие диалогов. Если бы Гайдай оставил весь отснятый материал, «Пес Барбос» мог бы быть получасовым. Многие трюки впоследствии попали в следующую историю о «Самогонщиках». Сразу после премьеры на Московском кинофестивале в 1961 году «Пес Барбос и необычный кросс» стал невероятно популярным. Короткометражку Гайдая закупили более ста стран мира, а на Каннском кинофестивале даже номинировали на «Золотую пальмовую ветвь».

«Деловые люди»

1962

Будучи поклонником голливудских фильмов, Гайдай обращал внимание не только на комедии, но и на вестерны, поэтому он позаимствовал этот жанр для идеи нового фильма. Чтобы оправдать подобный выбор перед художественным советом, режиссер сравнил бандитов с капиталистами: дескать, жажда наживы у них такая же, поэтому они не остановятся ни перед чем – даже убийством. Сравнение чиновникам понравилось, и съемкам дали зеленый свет.

«Деловые люди» – это антология из трех новелл, которые основаны на рассказах американского писателя О. Генри и предлагают довольно характерные для Дикого Запада сюжеты: ограбление поезда, кражу драгоценностей и похищение с целью выкупа. Премьера фильма состоялась в канун 100-летнего юбилея писателя и прошла с огромным успехом. По всей стране «Деловых людей» посмотрели более 20 миллионов зрителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мочить в сатире Мочить в сатире

Сатирические издания всегда играли в советском обществе особую роль

Правила жизни
Советская мебель и предметы интерьера, которые были в каждой квартире Советская мебель и предметы интерьера, которые были в каждой квартире

Советская мебель, о которой мечтали все

Maxim
Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
История ритуального убийства История ритуального убийства

Книга, в которой подробно описана история краха Советского Союза

Монокль
«Городок» «Городок»

Юмористическое шоу «Городок», выходило с 1993 по 2012 г.

Правила жизни
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Как перестать стесняться своего тела и фантазий и начать получать удовольствие

Добрые советы
Затянуть ниже пояса Затянуть ниже пояса

Алиса Загрядская о том, что такое телесные иерархии и как они связаны с юмором

Правила жизни
История потерянной надежды История потерянной надежды

«Время "Спартака"»: документальный сериал о футболе и стране

Weekend
Ругаться буду! Ругаться буду!

Почему нам так нравится скандалить в соцсетях (и стоит ли этим заниматься)

VOICE
«Извините за задержку, я попал в пробку»: какие анекдоты рассказывали заключенные перед смертной казнью «Извините за задержку, я попал в пробку»: какие анекдоты рассказывали заключенные перед смертной казнью

Люди, которые сохраняли спокойствие даже перед смертью, и их шутки

VOICE
Большая музыка Большая музыка

Слава Мэрлоу — о слагаемых хита и отличии музыки XX века от современной

Правила жизни
Инновации как способ выживания Инновации как способ выживания

На макроуровне никакой активизации НИОКР в средних компаниях не замечено

Монокль
Идем на восток Идем на восток

Увидеть 3 архитектурные эпохи, пожить в XVIII веке и отведать арзамасских гусей

Вокруг света
Зерновая сделка Зерновая сделка

Обитатели Древнего Рима вполне могли бы сделать символом своей жизни колос

Дилетант
Ученые научились узнавать, какой из ваших органов откажет первым Ученые научились узнавать, какой из ваших органов откажет первым

Что бы вы предпочли: знать, когда вы умрете, или как?

ТехИнсайдер
Игра в молчанку Игра в молчанку

Почему мужчины замыкаются в себе после ссоры и как разрешить конфликт

Лиза
«У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть «У кого в руках оружие, тот и должен убивать»: как рождается месть

Стали ли мы менее жестокими, чем наши предки? Спорный вопрос

Psychologies
После мрака драка После мрака драка

«Крецул»: драма ослепшего дзюдоиста

Weekend
Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой Прадедушка современных дронов: как был устроен беспилотный самолет-торпеда времен Первой мировой

Почему история воздушной торпеды Чарльза Кеттеринга закончилась плачевно

ТехИнсайдер
Как почистить клавиатуру от пыли и крошек: инструкция Как почистить клавиатуру от пыли и крошек: инструкция

Как правильно чистить клавиатуру в домашних условиях

ТехИнсайдер
Йоргос Лантимос Йоргос Лантимос

Режиссер Йоргос Лантимос о своей музе Эмме Стоун

Grazia
Дарья Донцова: «Чудеса случаются каждый день» Дарья Донцова: «Чудеса случаются каждый день»

Интервью с известной российской писательницей детективов

Лиза
Игра в имитацию Игра в имитацию

Македонский писатель Венко Андоновский об имитации жизни

Grazia
Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже Аккуратнее с духовностью! История, как румынский гуру домогался до своих учеников в Париже

Этот пожилой гуру йоги занимался сексуальной эксплуатацией своих учеников

ТехИнсайдер
Танки на колесах Танки на колесах

Есть ли перспектива у так называемых «колесных танков»?

Обозрение армии и флота
Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению Любви конец: как понять, что отношения подошли к логическому завершению

Как понять, что союз на грани разрыва? И можно ли избежать такого конца?

Psychologies
Неврозы, психозы и радость жизни: простой совет психиатра Неврозы, психозы и радость жизни: простой совет психиатра

Чем отличается невроз от психоза и возможно ли счастье с диагнозом?

Psychologies
Верим в добрые приметы Верим в добрые приметы

В новогоднюю ночь мы, как дети, начинаем верить в чудеса и приметы

Лиза
Приходят с холодами Приходят с холодами

9 болезней, которые зимой неожиданно обостряются

Лиза
Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь» Пореволюционная судьба чеховских типажей в повести «Степь»

Срез русской жизни и движение судеб в повести-путешествии «Степь» А. П. Чехова

Знание – сила
Открыть в приложении