Кино
Маршал советской комедии: путь Леонида Гайдая к эталону юмористического фильма
Фильмы Леонида Гайдая обладают тем самым качеством, которого сегодня пытаются достичь многие шоураннеры потоковых сервисов. Комедии советского режиссера можно пересматривать каждый год. Персонажи, цитаты и песни из его фильмов неотделимы от нашего культурного кода. Каждый Новый год федеральные каналы устраивают гайдаевский киномарафон, который неизменно собирает у экранов людей разных поколений.
Гайдай стал популярен в 1960–70-е годы благодаря своим кассовым хитам, которые посмотрели более 200 миллионов зрителей в СССР. Но были в его фильмографии картины, которые не получили такого успеха или прошли почти незаметно. «Правила жизни» публикуют гид по самым известным и малознакомым фильмам Леонида Гайдая.
«Долгий путь»
1956
Историческая драма о любви станционного смотрителя и политзаключенной стала первым художественным фильмом Гайдая, в котором он дебютировал вместе с опытным режиссером Валентином Невзоровым. Сюжет основан на рассказах писателя Владимира Короленко «Ат-Даван» и «Чудная». На отдаленной якутской станции, где купцы меняют лошадей для дальнейшего путешествия, судьба вновь сводит станционного смотрителя Василия Кругликова и его бывшую возлюбленную Раису Федосееву, которую арестовали по политической статье и этапируют в ссылку.
Несмотря на тяжелый характер фильма Гайдаю удалось даже в этой драме придать героям особую иронию, которая в дальнейшем станет отличительной чертой всех его персонажей. После выхода «Долгого пути» на 33-летнего дебютанта обратил внимание выдающийся советский режиссер Михаил Ромм. Он посоветовал Гайдаю выбрать направление комедии и снимать фильмы исключительно в юмористическом ключе.
«Трижды воскресший»
1960
Историческая драма о буксирном пароходе «Орленок», который участвовал в знаковых событиях советской истории, поставлена Гайдаем по пьесе Александра Галича «Пароход зовут «Орленок». В гражданскую войну на пароходе ходили комсомольцы, в годы Великой Отечественной войны на нем перевозили раненых, а в начале 1960-х на борту «Орленка» открылся пионерский музей. Чтобы помочь двум девушкам довезти подарки строителям Комсомольской ГЭС, пионеры восстанавливают буксир, и все вместе отправляются в плавание.
Предыдущий фильм Гайдая, «Жених с того света», чиновники зацензурили и превратили в короткометражку, а самого режиссера хотели отстранить от работы. Однако директор «Мосфильма» Иван Пырьев уговорил Гайдая снять «Орленка», чтобы сгладить сложные отношения с цензорами. Режиссер поддался на уговоры, но снимал без интереса, понимая, что это отчасти политическая агитка. Хотя Гайдай и попытался добавить в драму свою фирменную иронию, чтобы высмеять определенные недостатки советской жизни, это не спасло фильм от провала в прокате. Тем не менее это был важный момент для самого Гайдая. Без этой неудачи не случились бы его поездка к родителям в Иркутск и новый виток вдохновения для съемок короткометражки с легендарной троицей – Никулиным, Вициным и Моргуновым.
«Пес Барбос и необычный кросс»
1961
Прочитав фельетон Степана Олейника «Пес Барбос», Гайдай загорелся идеей снять короткометражный фильм о трех браконьерах, которые отправились со своим псом на рыбалку с динамитом. Режиссер сам написал сценарий, придумал имена героям и выбрал форму – комедийную пантомиму в духе американского немого кино. Гайдай был поклонником Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарри Ллойда и Макса Линдера – их фильмы часто показывали в советских кинотеатрах.
Именно поэтому в короткометражке так много приемов из фильмов этих мэтров: рапида, визуальные и звуковые гэги, отсутствие диалогов. Если бы Гайдай оставил весь отснятый материал, «Пес Барбос» мог бы быть получасовым. Многие трюки впоследствии попали в следующую историю о «Самогонщиках». Сразу после премьеры на Московском кинофестивале в 1961 году «Пес Барбос и необычный кросс» стал невероятно популярным. Короткометражку Гайдая закупили более ста стран мира, а на Каннском кинофестивале даже номинировали на «Золотую пальмовую ветвь».
«Деловые люди»
1962
Будучи поклонником голливудских фильмов, Гайдай обращал внимание не только на комедии, но и на вестерны, поэтому он позаимствовал этот жанр для идеи нового фильма. Чтобы оправдать подобный выбор перед художественным советом, режиссер сравнил бандитов с капиталистами: дескать, жажда наживы у них такая же, поэтому они не остановятся ни перед чем – даже убийством. Сравнение чиновникам понравилось, и съемкам дали зеленый свет.
«Деловые люди» – это антология из трех новелл, которые основаны на рассказах американского писателя О. Генри и предлагают довольно характерные для Дикого Запада сюжеты: ограбление поезда, кражу драгоценностей и похищение с целью выкупа. Премьера фильма состоялась в канун 100-летнего юбилея писателя и прошла с огромным успехом. По всей стране «Деловых людей» посмотрели более 20 миллионов зрителей.