Подробный гид по азиатскому кинематографу

Правила жизниСобытия

Кино

Записал Ренат Газизов. Иллюстратор Надя Вятчина

Как видят светлое будущее режиссеры Северной Кореи; как отличить японское кино от китайского по положению камеры и о чем поют звезды индийских мелодрам? По просьбе «Правил жизни» наши коллеги из журнала о кино ORNAMENT подготовили и проиллюстрировали подробный гид по азиатскому кинематографу. Заодно снабдив его списком фильмов, которые помогут читателю с ним познакомиться.

Япония

История

Япония познакомилась с кино в 1889 году, когда на пленку были сняты спектакли национального театра кабуки. В каком-то смысле это оказался определяющий для японского кинематографа момент – многие традиции переместились со сцены на экран. Поначалу в стране развивалось только два направления кинематографа: гэндайгэки (фильмы о современности) и дзидайгэки (фильмы с историческими и фольклорными сюжетами).

В 1923 году основным центром производства фильмов становится Киото, и тогда же появляются первые картины в жанре кэнгэки (динамичные фильмы, близкие по ритму к американскому вестерну). Милитаристские настроения 1930-х отражаются в патриотических фильмах, восхваляющих войну и армию. Однако в это же время японские режиссеры делают шаг в сторону мелодрамы. Сентиментальные картины о простом народе и семейных ценностях – сёмингэки – становятся излюбленным жанром японцев.

В начале 1950-х в Японии возникают независимое производство и прокат, которые помогают режиссерам развить стиль «реализма без слез» (ленты об изгоях общества и бедняках). После кинокризиса 1960-х, вызванного широким распространением телевидения и снижением сборов, качество фильмов падает – чтобы привлечь зрителя, режиссеры обращаются к жанрам якудза-эйга (истории об организованной преступности) и пинку-эйга (эротика). Пройдя периоды активного сотрудничества с режиссерами и студиями других стран, расцвета документальных фильмов и бума на социальные ленты, японское кино постепенно становится таким, каким мы его помним в 1990-х и знаем в 2000-х.

Особенности

Большая часть приемов в японском кинематографе взята из театра. Камера зачастую неподвижна, как будто зритель сидит в театре, оператор смотрит на актера анфас и фиксирует его малейшие движения, так как игра глаз и мимика очень важны. Сначала режиссеры часто размещали камеру в 60-80 сантиметрах от пола – на такой высоте находятся глаза человека, сидящего на полу в традиционной позе сэйдза. Эта точка зрения также акцентирует декорации, которые возвышаются над персонажами, как на древних гравюрах укиё-э. В качестве театрального занавеса, разделяющего акты, в японском кино выступает «пустой кадр» без актеров, который ставит точку в повествовании и позволяет привести мысли в порядок. Движение актеров в кадре подчинено одному темпу, что роднит кино с поэзией, а их расстановка редко бывает симметричной, потому что японцы воспринимают симметрию как навязанную красоту. Среди типажей можно выделить два вида героев: татэяку (грозный и храбрый самурай) и нимаймэ (красивый и хрупкий герой-любовник). Первый отвечает исключительно за экшен, второй – за романтику.

Хиты

«Заколка для волос» (1941)
Режиссер: Хироси Симидзу
Комедийная драма о запретной любви в условиях военного времени

«Расёмон» (1950)
Режиссер: Акира Куросава
Исторический детектив о чести самурая, человеческой хитрости и разнице во взглядах

«Годзилла» (1954)
Режиссер: Исиро Хонда
Культовая научно-фантастическая картина, породившая жанр фильмов-катастроф с участием огромных монстров

«Ночь и туман в Японии» (1960)
Режиссер: Нагиса Осима
Политическая драма о личных убеждениях и дружбе студентов-активистов

«Женщина в песках» (1964)
Режиссер: Хироси Тэсигахара
Экранизация философского романа Кобо Абэ об одиночестве, свободе и отношениях в декорациях японской деревни

«Легенда о Нараяме» (1983)
Режиссер: Сёхэй Имамура
Историческая драма о жестоких нравах жителей Японии XIX века

«Призрак в доспехах» (1995)
Режиссер: Мамору Осии
Легендарный киберпанк о смешении реальностей, без которого не было бы «Матрицы»

«Фейерверк» (1997)
Режиссер: Такеси Китано
Криминальная драма о долге перед близкими и неотвратимости смерти

Китай

История

Кино пришло в Китай в 1896 году, когда в стране впервые показали иностранный фильм. Спустя десять лет в прокат вышла первая китайская лента «Битва при Динцзюньшане» – запись отрывка пекинской оперы. Поначалу фильмы были похожи на спектакли – актеры могли надолго застыть и смотреть в камеру. В 1909-м американец Бенджамин Бродский открыл в Китае первую киностудию. Режиссеры еще не выработали свой стиль, и все фильмы походили на Голливуд того времени. Главными темами были революция, коррупция и власть денег.

C 1937-го по 1945-й китайский кинематограф контролировался японскими оккупационными властями и пропагандировал привлекательный образ правительства. После Второй мировой кино начало возрождаться, а самыми востребованными стали патриотические фильмы о национальном спасении. Пришедшие в 1949 году к власти коммунисты национализировали отрасль: продукция Голливуда и Гонконга была запрещена, а новые фильмы сосредоточились на жизни рабочих, крестьян и солдат. Позже в Пекине была открыта киноакадемия, появилась собственная премия «Сто Цветов» и начала развиваться анимация. Но вплоть до 1972 года кино материкового Китая находилось не в лучшем положении, и только после культурной революции авторы снова получили возможность создавать что-то, кроме агиток. Китайские фильмы стали частыми гостями на кинофестивалях, где собирали премии и награды. Невероятно популярными стали мелодрамы о социальных проблемах (scar dramas). Но после событий на пекинской площади Тяньаньмэнь в 1989 году либерализацию отменили, цензура в кино усилилась. Повсеместное снижение бюджетов привело к тому, что качество картин упало: съемка зачастую велась на 16-миллиметровую пленку или цифровую камеру, а играли непрофессионалы. В начале 2000-х ситуация стала улучшаться, китайский кинематограф начал производить блокбастеры, которые были интересны и за пределами страны. К сожалению, широкое распространение пиратских DVD не позволило кинорынку развиваться, и до конца 2000-х фильмы после премьеры сразу же появлялись в хорошем качестве на дисках. Государственное преследование пиратов отчасти помогло исправить ситуацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хигураси Хигураси

Анаит Григорян не только посол японской культуры в русскоязычной литературе

Правила жизни
Психологи объяснили, почему после интернет-серфинга люди чувствуют себя умнее (хотя это не так) Психологи объяснили, почему после интернет-серфинга люди чувствуют себя умнее (хотя это не так)

Почему ищет Google, но умнее всех вы?

Inc.
Неудобное искусство Неудобное искусство

Закат цивилизации: движение культуры на Запад, Афродита-азиатка и амфоры-гробы

Правила жизни
Машины с настоящим автопилотом могут не появиться никогда. И вот почему Машины с настоящим автопилотом могут не появиться никогда. И вот почему

Почему про фантазии о самостоятельных автомобилях лучше не вспоминать?

РБК
Одиноко сидит город Одиноко сидит город

Все чаще слышны разговоры о том, что у больших городов нет будущего

Вокруг света
Среди защитников античной Гимеры обнаружили мигрантов с Кавказа и из азиатских степей Среди защитников античной Гимеры обнаружили мигрантов с Кавказа и из азиатских степей

В обороне древнегреческой колонии Гимеры также участвовали неместные жители

N+1
День счастья День счастья

“Какой день вы можете назвать самым счастливым в своей жизни?”

Men Today
Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой Киберэтика: как общаться в Интернете, чтобы не стать жертвой

Как не стать жертвой интернет-троллей и что делать, если это произошло

Maxim
Как перестать мучиться вопросом «Что скажут люди?»: 9 шагов Как перестать мучиться вопросом «Что скажут люди?»: 9 шагов

Как изменить отношение к чужому мнению?

Psychologies
Оазис тишины Оазис тишины

Плавные линии стен, округлые линии мебели и мягкая натуральная гамма

SALON-Interior
«Любой переезд — разрыв идентичности»: как помочь ребенку адаптироваться в эмиграции «Любой переезд — разрыв идентичности»: как помочь ребенку адаптироваться в эмиграции

Как помочь ребенку при внезапных и глобальных переменах

Forbes
Мужчины больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Как это предотвратить? Мужчины больше подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний. Как это предотвратить?

Какими способами можно устроить профилактику сердечных заболеваний

ТехИнсайдер
В чём разница между психиатром, психологом и психотерапевтом? В чём разница между психиатром, психологом и психотерапевтом?

Всё ещё считаете, что эти профессии ничем не отличаются?

ТехИнсайдер
Странный водяной орех, или в дорогу за генами Странный водяной орех, или в дорогу за генами

Являются ли водораздельная и пойменная формы чилима отдельными видами?

Наука и жизнь
Анна Ардова: «Жизнь может начаться в любой момент, когда ты готов ее начать!» Анна Ардова: «Жизнь может начаться в любой момент, когда ты готов ее начать!»

Анна Ардова – о секретах красоты, молодости и оптимизма

Здоровье
Маленький театр Маленький театр

Ева Польна о любви к яркому, к себе, к живописи и мечте создать бренд одежды

OK!
Как массаж помогает бороться со стрессом: 5 факторов Как массаж помогает бороться со стрессом: 5 факторов

Плохо спите, ощущаете упадок сил, раздражительность и тревогу?

Правила жизни
Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе Танцовщицы эротического театра Crave рассказали о своей работе

MAXIM встретился с танцовщицами театра Crave и задал откровенные вопросы

Maxim
Екатерина Манойло: «Отец смотрит на Запад». Отрывок из дебютного романа Екатерина Манойло: «Отец смотрит на Запад». Отрывок из дебютного романа

Глава из многослойной истории поиска собственной идентичности Екатерины Манойло

СНОБ
Выгулять собаку и слепить снеговика: 7 пасхалок в поисковике Google, которые могут парализовать работу в офисе Выгулять собаку и слепить снеговика: 7 пасхалок в поисковике Google, которые могут парализовать работу в офисе

Что произойдет, если набрать эти слова в поисковике Google?

СНОБ
Одна вокруг света: бескрайние хлопковые поля по дороге в Амазонию Одна вокруг света: бескрайние хлопковые поля по дороге в Амазонию

189-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару 5 признаков несерьезных отношений — проверьте вашу пару

Как понять, какое будущее ждет вашу пару?

Psychologies
Подслушали в химчистке: универсальный способ вернуть белизну потускневшей одежде Подслушали в химчистке: универсальный способ вернуть белизну потускневшей одежде

Как освежить светлую одежду и вернуть ей прежний блеск - расскажем в этой статье

ТехИнсайдер
Почему медики не советуют принимать пищу слишком поздно: открытие расставило все точки над i Почему медики не советуют принимать пищу слишком поздно: открытие расставило все точки над i

Почему нам так вредны перекусы в ночное время.

ТехИнсайдер
Гражданская наука, или Миллионы профи с горящими глазами Гражданская наука, или Миллионы профи с горящими глазами

Как представители самых разных профессий двигают науку?

Наука
Путешествия – способ узнать мир, в котором повезло жить Путешествия – способ узнать мир, в котором повезло жить

Путешествовать очень полезно для здоровья!

Здоровье
Маньяк по переписке: как платформу для фанфиков Wattpad наводнили секс-преступники Маньяк по переписке: как платформу для фанфиков Wattpad наводнили секс-преступники

Выяснилось, что Wattpad стал площадкой для сексуальных маньяков

Forbes
Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак — что известно о 42-летнем политике Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак — что известно о 42-летнем политике

Новым премьер-министром Великобритании станет Риши Сунак

СНОБ
Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки Драконы, эльфы, джедаи и супергерои: почему мы охотно смотрим киносказки

Где скрыт источник неисчерпаемой любви зрителей всех возрастов к киносказкам

РБК
Одна вокруг света: пыльные дороги и дождевые леса Амазонии Одна вокруг света: пыльные дороги и дождевые леса Амазонии

190-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Открыть в приложении